Почему поток дешевых сигарет из Кыргызстана в Казахстан день ото дня растет - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему поток дешевых сигарет из Кыргызстана в Казахстан день ото дня растет

Почему поток дешевых сигарет из Кыргызстана в Казахстан день ото дня растет

Разжиться контрафактными сигаретами в канун Нового, 2020 года стало не просто, а очень просто.

  • 20 Декабря 2019
  • 3822
Фото - Caravan.kz

На скандально известном Ошском базаре Бишкека торговля паленым товаром идет довольно бойкая. Под видом начинающего оптовика корреспондент “КАРАВАНА” прошел свой “табачный путь”, узнал, почем на полукриминальном рынке соседней страны фунт никотинового лиха.

Где именно в Бишкеке продается контрафакт, пока никто из официальных властей Кыргызстана сказать открыто не в состоянии. В прессе утверждается, что “спецслужбы КР работают не покладая рук”, но, насколько эффективно у них это получается, сказать трудно.

Он облил себя бензином и собирался поджечь

В канун нового, 2020 года, в это суетное время всем всегда всего хочется купить дешево и много. Вот и сигареты в связи с этим целыми блоками разлетаются, как горячие бабушкины пирожки в морозный декабрьский денек. Заручившись поддержкой эксперта одной независимой исследовательской компании, профессионально занимающегося выявлением контрафактной продукции по всему миру, въезжаю в Кыргызстан через официальный пункт пропуска “Кордай”.

Раннее утро. Холодно. Туман. Наши пограничники стараются быть вежливыми, но видно, как они раздражаются при виде “несунов” с набитыми доверху самопальными тележками. Коробки, узлы, чемоданы, безразмерные китайские сумки и небольшие авоськи в этих переделанных из детских колясок средствах перемещения намертво обмотаны скотчем. Вереница людей нескончаемая. Местные работяги, пользуясь негласным правилом завсегдатаев, норовят проскочить мимо пограничников и таможенников без очереди.

– На обратном пути дольше будем стоять. Здесь, в Бишкеке, курево по сравнению с Алматы очень дешевое. Львиная доля – подделка, – информирует меня проводник Аман (назовем его так), зажатый со всех сторон тележками.

До Ошского рынка добрались примерно за час, заплатив местному таксисту по 1 000 сомов с каждого. За меньшую сумму ехать никто не согласился.

На базаре – митинг. Человек лет 45 взобрался на мусорный бак, облил себя бензином и грозился поджечь, если к нему не приедет мэр Бишкека. Шум, гам кругом, свист и ругань.

– Идемте дальше. Это теперь надолго, – говорит Аман. – Это у местных такой проверенный годами ход – в мутной воде рыбку ловить сподручнее.

Действительно, пока милиция отвлекается, на другом конце рынка оптовики рассовывают коробки с контрафактным товаром по багажникам “жигулей” и “Нив”, чтобы вовремя поспеть к границе. Бизнес здесь отлажен и идет без сбоев как швейцарские часы.

– “Несуны” за каждую коробку сейчас берут по 3 тысячи тенге, – комментирует по ходу Аман. – За день они могут сделать несколько таких ходок туда-обратно. Куш выходит довольно приличный. Согласен, поток мелковат, но фурами сигареты тоже везут через казахстанско-кыргызстанскую границу. Масштаб только другой, и люди гораздо солиднее задействованы. Бедным “несунам” – не пара.

Из-под прилавка сигареты вкуснее?

В бутиках с сигаретами от разнообразия разбегаются глаза. Чего здесь только нет: “Fast”, “Mond”, “Prestige”, “Milano”, “Royal”, “Senator”, “Galaxy”, “Modern”, “Max 7”.

– Оптовым покупателям – скидки, – заученно бубнит продавщица, впиваясь в меня своим цепким взглядом. – Что курили раньше? Чего желаете попробовать? У нас есть всё, подходите.

– Мне бы подешевле чего-нибудь и, главное, без этих страшных фотографий на пачках.

После этих слов буквально изо всех подсобных помещений на свет начинают “выползать” какие-то подозрительные люди в кожаных жилетках. Начинают задавать вопросы, присматриваться.

Замечаю сбоку от прилавка монитор, на который с видеокамер поступает картинка. Наблюдение за происходящим серьезное.

– Это для того, чтобы вовремя сориентироваться и в случае внезапной проверки смахнуть с прилавка контрафакт, – поясняет проводник. – Охрана здесь знает свое дело. За нами тоже давно наблюдают.

На крутого алматинского барыгу или опытного деловара из России я, конечно же, не тянул, а потому интерес ко мне у незнакомцев пропал и они исчезли так же незаметно, как появились.

– Вот эти сигареты возьмите. Они самые ходовые, – протягивает мне пачку женщина. – Попробуйте сначала, а там сами решите, что вам больше всего подойдет.

Аман начинает снимать меня на видео, как бы на память о поездке. Тут же его берут в плотное кольцо крепкие ребята из числа охраны и пытаются отобрать телефон.

Рядом ни администрации, ни милиции. Вмешиваюсь, пытаясь хоть как-то защитить своего спутника. Еще немного и базарный конфликт перерастет в банальную драку.

– Это мой гость из России. На память его снимаю. Удалю сейчас. Позже придем к вам за товаром. Только зашли, осмот­реться надо сначала.

Позже Аман останавливается и показывает мне фотографии, которые успел сделать на свой телефон:

– Вот они, “левые” пачки. Из-под прилавка их вам предлагают купить. Без положенных акцизных марок и соответствующих сопроводительных документов. Натуральный контрафактный товар налицо.

– Опасный? Можно закурить и сразу умереть?

– Ну, не сразу, конечно. Хотя вероятность именно такого печального исхода имеется. Никто ведь не знает, какой табак в этих сигаретах и из каких именно листьев. А может, там отрава какая или просто мусор. Кто знает.

Сербия, Болгария, Беларусь и ОАЭ

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждая десятая сигарета или табачное изделие в мире являются объектом незаконной торговли, что создает серьезную угрозу для здоровья населения, экономического развития и безопасности.

– В этом нелегальном табачном рынке задействованы как мелкие уличные торговцы, так и организованные криминальные структуры, также занимающиеся незаконной торговлей оружием и людьми, – продолжает Аман. – Как правило, “левые” сигареты производятся в странах Персидского залива, преимущественно в Объединенных Арабских Эмиратах. Огромная свободная экономическая зона (СЭЗ) Джабаль-Али, где находится около 30 крупных табачных фабрик, позволяет это делать.

Вы можете придумать свое название сигаретам, и вам изготовят такие пачки, что глаз не отвести. Это будет вполне легально.

Но контрабандисты все же предпочитают тащить через границу блоки, на которых указаны известные марки. Их легче всего продать. Спрос на них огромный.

– Из Бишкека сигареты попадают в Алматы. А дальше?

– В Семей, а потом – в Россию. Для этого фальсифицируются документы. Через склады товар без акцизных марок вбрасывается в теневой оборот. Крупные партии разбиваются на мелкие.

– Кроме Эмиратов откуда может поступать табачная контрабанда?

– Из Сербии, Болгарии, Беларуси. Но ОАЭ – самый крупный канал, через который нелегальная продукция попадает к нам в Центральную Азию. Кстати, поставки из Сербии наиболее популярны сейчас.

На фабриках совершенно легально, под заказ выпускаются сигареты известных марок и через систему дьюти-фри – беспошлинной торговли – размещаются на СВХ (складах временного хранения) в таможенных терминалах.

Потом сюда, на Ошский базар, и далее через границу с помощью “несунов” – в Казахстан. Самый ходовой нелегальный товар из этой страны – бренд “Fast”. Вот он, на прилавке. Не менее популярны “Mond” и “Milano”. Есть менее известные, такие как “Prestige” и “Cavallo”.

– Какие деньги обычно в ходу?

– Любые. Доллары, евро, рубли. Приветствуется также безналичный расчет. Это когда заказчик перечисляет поставщику всю сумму сразу и товар ему доставляют прямо к порогу. Причем в любую страну мира. Только платите. Подстав, как правило, здесь не бывает. Убьют, если что. Постоянных клиентов здесь знают в лицо, и переговоры на Ошском рынке ведут исключительно на своем табачном сленге.

По словам Амана, средняя прибыль с одной коробки контрафактных сигарет может варьироваться в пределах 250 долларов США. В коробке – 50 блоков. То есть 10 тысяч сигарет.

Если по данным правоохранительных органов в страны Центральной Азии поступает около 6,5 миллиарда штук, общая стоимость неучтенки составляет примерно 162 миллиона 500 тысяч долларов США. Эти деньги в виде налогов и акцизов не приходят в бюджеты стран Евразийского экономического союза. Но главное в другом – в том, что потенциальные курильщики подвергают себя ежедневной опасности отравиться и… умереть.

– У нас в Казахстане вообще не существует ответственности за нарушение оборота подакцизных товаров, в частности, сигарет, – продолжает мой проводник. – Насколько мне известно, продажа запрещена, но хранить эти сигареты и перевозить их, как ни странно, можно сколько угодно. Правда, есть предел, с которого наступает уголовная ответственность, – 2 000 МРП. Минимальный расчетный показатель с 1 января 2019 года равен 2 525 тенге. Это примерно 13 тысяч долларов США, на которые можно купить на Ошском рынке 27 коробок по минимальной цене. Кыргызскую контрабанду нельзя победить — политолог о перестрелке на границе с Казахстаном

Если есть деньги, бери 20 коробок контрафакта и вези спокойно – никто не прикопается.

Если ты зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или у тебя есть ТОО и ты перевозишь как юридическое лицо, то вообще к тебе нет никаких претензий: перевози и храни, сколько хочешь. Сложность в одном – в их продаже, только в таком случае можно нарваться на проблему. Но сбыт доказать очень и очень сложно, потому и везут эти дешевые сигареты в Казахстан, подвергая нас всех огромному риску. Если уж куришь, то лучше проверенные марки брать в проверенных киосках и магазинах. Базар – дело темное.

Семён ЮГРА, АЛМАТЫ – БИШКЕК – АЛМАТЫ