Почему передовая японская “зеленая” технология" не приживается в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему передовая японская “зеленая” технология" не приживается в Казахстане

Почему передовая японская “зеленая” технология" не приживается в Казахстане

Около месяца прошло с момента выхода статьи “Фармация к размышлению”, в которой потомок японских военнопленных Джиро ИНАГАВА поделился секретами стойкого иммунитета соотечественников, так необходимого миру в период пандемии, вскользь упомянув, что передовые органические технологии были переданы японскими учеными в Казахстан.

  • 7 Июля 2020
  • 2134
Фото - Caravan.kz

И вдруг в карагандинском корпункте газеты раздался телефонный звонок:

“Здравствуйте, это вы автор интервью с японцем? Я – представитель предприятия, о котором он говорил. Мы выпускаем тот самый “чудодейственный эликсир” с полезными бактериями по японским технологиям в Алматинской области, в Талгаре. Но, к сожалению, все наши попытки сделать, как в Японии, то есть развивать биотехнологии в широком масштабе, в нашей стране пока не удаются…”.

Аскар ТАСТАЙБЕКОВ, директор по общественным связям ТОО “Тас Трейдинг”, представляющего продукцию, в основе которой лежат японские микробиологические технологии – “ORGANIC BOX”, рассказал о том, как маленькие бактерии справляются с масштабными экологическими и медицинскими проблемами, о мировом опыте применения японских разработок и о перспективах их развития в нашей стране.

Военные технологии – на дачах

– Около трех лет мы занимаемся изучением японского опыта применения эффективных микроорганизмов, хотим адаптировать его к нашим, казахстанским, условиям. Стучимся во все двери, чтобы обратить внимание чиновников на перспективную отрасль микробиологии, натыкаемся на стену равнодушия, и тут вдруг такой сюрприз – ваша статья, популярно объясняющая, как японцы поставили себе на службу бактерии, да еще и с упоминанием нашего производства! – признался Аскар Русланович. – Когда знакомые скинули нам ссылку на ваш материал с вопросом, не о нас ли тут говорится, мы сначала не могли поверить.

Перечитали несколько раз и поняли: японец действительно говорил о нас.

Ведь технологии, по которым мы работаем, действительно были переданы нам в 2017 году партнерами из Японии – друзьями моего дяди, учеными, чьи предки также отбывали наказание в Карлаге. И в Алматинской области мы уж точно единственные, кто занимается производством продукции на основе эффективных микроорганизмов.

– Тогда объясните, пожалуйста, подробно: что это за технология?

– Вот смотрите: на самом деле хозяевами на нашей планете являются не люди, а бактерии, ведь 90 процентов общей биомассы на Земле составляют микробы, и лишь 10 процентов – животные, растения и человек. Японские ученые поняли это и в 80-х годах прошлого века смогли выделить дружественные виды микроорганизмов. Профессор Хига ТЕРУО посвятил свою жизнь изучению микромира и выяснил, что существуют микроорганизмы, которые в симбиозе способны подавлять своих патогенных собратьев – стафилококк, стрептококк, сальмонеллу и т. д. Делают они это просто – поедают пищу, необходимую для жизнедеятельности патогенных бактерий, колонизируют их пространство и не позволяют размножаться, тем самым вынуждая их уйти или погибнуть. Более того, доктор Теруо выяснил, что среди микроорганизмов есть лидеры, которые способны подчинить собратьев и заставить их работать по своей программе. Говоря простым языком, эти лидеры перевоспитывают “плохие” бактерии, и те приобретают свойства “хороших”.

Поскольку Хига Теруо был доктором сельскохозяйственных наук, сначала свое открытие он применил на растениях и домашнем скоте. Вносил в землю удобрения с “хорошими” бактериями, добавлял их в корм для коров. И получил потрясающие результаты: невиданные урожаи овощей, большой привес у домашнего скота и мясо с отменными вкусовыми качествами.

Его последователи продолжили исследования и смогли найти применение открытию доктора Теруо в других сферах жизни: медицине, строительстве, легкой промышленности, экологии и др. Так появились ЭМ-технологии, то есть технологии на основе использования эффективных микроорганизмов (Effective Microorganisms). Затем они вышли за пределы Японии и уже много лет используются в развитых странах – США, Германии, Швеции, Финляндии и т. д.

– Почему же мы в Казахстане об этих технологиях ничего не знаем?

– Знаем, но очень поверхностно. К примеру, уже много лет наши дачники пользуются средством “Байкал-1 ЭМ”. А ведь это российский аналог японского удобрения на основе эффективных микроорганизмов. Более того, еще при Советском Союзе проводились секретные военные разработки, и в средства индивидуальной защиты некоторых родов войск входил порошок, который необходимо было проглотить с водой или слюной в случае химической атаки или повышенной радиации. Так вот это и были эффективные микроорганизмы – на глюкозной основе. В течение часа они давали “взрыв” – поднимали иммунитет человека в 700–800 раз, и организм был способен сопротивляться неблагоприятным факторам.

Патент на… бактерии

– Вы же говорили, что функция полезных бактерий заключается в том, чтобы подавлять патогенные микроорганизмы. При чем же здесь иммунитет?

– Отвечу вопросом на вопрос: вы пьете молочные напитки с лактобактериями? Если да, то наверняка знаете: после их употребления восстанавливается здоровая микрофлора кишечника. И вы в целом чувствуете себя лучше. Восстановление здоровой микрофлоры с помощью дружественных бактерий в нашем организме неизбежно ведет к повышению иммунитета, ведь иммунитет – это способность организма человека распознавать чужеродные вещества, тела и уничтожать их. И именно этот принцип действия микробиологических препаратов позволяет оздоровить любую живую среду.

– Так уж и любую?

– Ну вот смотрите: в Японии ЭМ-технологии – это часть национальной политики. Они добавляют дружественные человеку микроорганизмы в еду, моющие средства, ткани, из которых шьют одежду, и даже в бетон и краску. Потому что считают, что таким образом восстанавливают природный баланс. Еще очищают сточные и загрязненные воды при помощи ЭМ-средств. При этом Япония – одна из самых успешных стран мира, где жители славятся едва ли не самой большой продолжительностью жизни. В Германии используется насадка с чипами из ЭМ-керамики для лучшего сгорания автомобильного топлива. В США реку Миссури очищают при помощи такой вот биотехнологии, а на продукции с добавлением “ЭМ” стоит штамп: “Одобрено Американской медицинской ассоциацией”. Вообще, в отличие от ХХ века – века антибиотиков, ХХI – это век пробиотиков, то есть антибиотиков природного происхождения.

– Вы хотите сказать, что существует некий набор бактерий, который может и реку от нефти очистить, и иммунитет человека поднять?

– Смотрите: в нашем средстве есть 4 вида бактерий, представленных 130 подвидами. Их можно микшировать с другими бактериями, и тогда средство будет иметь иные функции. Когда мы стали изучать этот вопрос, то обратились в НИИ микробиологии и вирусологии МОН РК и выяснили, что многие штаммы бактерий уже запатентованы здесь, в Казахстане.

– Бактерии подлежат патентованию?!

– Да, а вы не знали? В мире существуют миллиарды бактерий, и всего лишь 10–15 тысяч из них в настоящее время изучено человеком. Научно-исследовательские институты всех стран изучают их и затем могут патентовать, получая эксклюзивные права на данные штаммы. У России свои штаммы, у Украины – свои, у США – свои.

– То есть, прежде чем запустить производство вашего средства, вам пришлось проводить исследования в Казахстане?

– Да, конечно. Но у нас нет возможности иметь собственную лабораторию, поэтому мы заключили договор с НИИ микробиологии и вирусологии и работаем с ними на партнерских началах. Мы в частном порядке заказываем у них исследования на совместимость тех или иных бактерий в зависимости от поставленной задачи. Либо это будет удобрение, либо – кормовая добавка для скота, либо – очистка сточных вод. Для любой из поставленных задач создается свой “набор” бактерий, который будет справляться с ней.

– Это дорого?

– Одно исследование обходится почти в миллион тенге. Но у нас нет выбора: чтобы легально заниматься производством высокоэффективного микробиологического средства широкого спектра действия (а именно так называется наш препарат), необходимо иметь на руках результаты лабораторных исследований, сертификаты, патенты, экспертизы… Производство-то наукоемкое.

От химии – к органике

– Но ведь наше государство поддерживает именно такие виды производств – наукоемкие, прорывные, “зеленые”. Вы за поддержкой к государству обращались?

– Скажем так, в Талгаре на уровне районного акимата мы были во всех уполномоченных органах. О нас знает местная палата предпринимателей “Атамекен”, про нас делал сюжет телеканал “Казахстан”. Мы им показывали экспериментальные теплицы, где выращивались помидоры с применением нашего концентрата. Результаты были впечатляющие: на одной ветке вызревало до 12 томатов, хотя обычно бывает не более 5–6 плодов. Но дальше этого дело не пошло. Чиновники склоняются к применению только химических средств во всех отраслях экономики и социума. Причем такая тенденция прослеживается во всем мире. Фармкомпаниям невыгодно впускать производителей органических препаратов на свою территорию.

– Из-за цены? Сколько стоит литр вашего “эликсира”, если не секрет?

– Это как бы коммерческая тайна. Дело в том, что мы – завод-производитель, а реализация продукции идет через дистрибьюторскую сеть. У нас она небольшая по стране – всего в нескольких регионах, и еще есть дистрибьюторы в Москве. Все они устанавливают свои цены. Но скажу так: наш концентрат по цене доступен каждому казахстанцу. Тем более что готовое средство получается путем разведения его 1:10 чистой водой, без примесей хлора.

– То есть водопроводной водой его разводить нельзя?

– Нет, конечно, ведь хлор убивает всю микросреду, не разбираясь, “хорошие” это бактерии или “плохие”. Именно поэтому мы выбрали для выращивания бактерий именно Талгар – чистая вода горных рек идеально подходит для этого.

– Тогда как же японцы добавляют его в моющие средства? Ведь они, как правило, содержат химию.

– Это уже другая технология, в основе которой лежит базовый вариант дружественных бактерий, и единственное условие для такой продукции – она должна быть полностью органического происхождения. Более того, как я уже говорил, японцы делают ЭМ-пластик, ЭМ-бетон, ЭМ-фарфор. Но это не значит, что микроорганизмы будут жить в пластике или бетоне. Просто при их производстве особые виды бактерий, способные выжить в экстремальных условиях и даже в очень агрессивной среде, “на входе” убивают патогенную среду, а “на выходе” получается изделие, в котором отсутствует патогенная среда, – оно безопасно даже для детей.

– Вы такую продукцию не производите?

– Нет, мы изготавливаем базовый концентрат. И если кто-то из предпринимателей, прочитав вашу статью, захочет развить производство готовой продукции на его основе, мы будем только рады. Сейчас, например, мы по контракту экспортируем нашу продукцию в Россию – для косметической промышленности, где партнеры на основе нашего сырья производят 15–17 наименований изделий. Там сегодня многие производители косметики стараются уйти от химии и перейти на продукцию органического происхождения: убирают из кремов глицерин, из шампуней – сульфаты и т. д. Это очень перспективное направление. Вы можете зайти на наш сайт, где указаны наши партнеры, связаться с ними и спросить их об этом. У нас пока, к сожалению, прорыва в развитии органической косметики не происходит.

Давайте исследовать вместе!

– В каких отраслях Казахстан мог бы начать применять микробиологическую продукцию прямо сейчас?

– Сфер применения масса – от сельского хозяйства до решения серьезных экологических проблем. Кроме того, что мы вели экспериментальные работы в теплицах, еще и своими силами проводили исследования в нескольких сферах, они прошли очень успешно. К примеру, выращивали на нашем концентрате 4 бычков и корову с теленком. Животные не болели, корова давала больше молока, бычки быстро набирали вес. Затем поставляли наше средство в кафе, где им протирали столы. Оказалось, что оно отлично расщепляет жиры, очищает поверхности.

Проводили опрыскивание мусорок нашим средством совместно с КСК. После обработки микробиологическим концентратом пропадал неприятный запах, а на 10 квадратных метрах высохли грибковые лужи.

Кстати, в Японии ЭМ-средства применяются на мясоперерабатывающих заводах. Наверное, вы знаете, что на всех таких предприятиях должны быть специальные отстойники для слива отходов животного происхождения. Это очень токсичная среда – там скапливается множество болезнетворных бактерий. Так вот с помощью микробиологических средств японцы за 21 день превращают эту субстанцию в органическое удобрение, в котором при заборе последней пробы нет никакой патогенной среды. И мусорные заводы в Японии занимаются переработкой на основе ЭМ-технологий. Мусор прессуют и делают строительный материал, из которого достраивают свои острова. А в РФ проводили исследования, обрабатывая ЭМ-средствами мусорную свалку. В результате на обрабатываемом участке мусор просел на 30 сантиметров. Конечно, бактерии не способны разложить пластик или пластмассу, но биологические отходы – на 100 процентов!

– Все эти испытания вы проводили без участия государства?

– Да, к сожалению. Хотя мы готовы при участии государства провести расширенные исследования, которые бы обосновали, доказали эффективность данной технологии. Ведь у нас в Казахстане множество проблем, которые можно, как в Японии, решать при помощи органических средств, не отравляя окружающую среду химией. Например, в больших городах Казахстана есть сливные озера. Их два типа: действующие и законсервированные. Вокруг вторых после многолетнего использования отравлена вся земля – тяжелыми металлами, различными палочками, гнилостными бактериями как известными, так и неизвестными науке. У нас их раньше очищали химическими средствами, в основном хлором.

Но сегодня во многих передовых странах мира такие водоемы очищают с помощью органики – тех же самых эффективных микроорганизмов.

Мы бы хотели протестировать наш концентрат на очистке сточных вод, но пока сделать это своими силами не позволяют финансы, а государство не проявляет заинтересованности. И хотя руководство страны заявляет о поддержке “зеленых” технологий, на местах без прямых указаний сверху никто не спешит нас поддерживать. А ведь наше производство на 100 процентов экологически чистое, даже при создании микробиологического концентрата самое грязное, что используется, – это электроэнергия. А сейчас, в период пандемии коронавируса, очищение окружающей среды и повышение иммунитета казахстанцев – это как раз то, что позволит сохранить здоровье нации.

Караганда