Почему патриот Мухтар Тайжан не носит казахстанские трусы - Караван
  • $ 523.72
  • 544.09
-7 °C
Алматы
2024 Год
24 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему патриот Мухтар Тайжан не носит казахстанские трусы

Почему патриот Мухтар Тайжан не носит казахстанские трусы

Только за последний год количество иностранных компаний, которые открывают у нас бизнес, выросло почти на четверть! К сожалению, отечественные предприниматели не могут похвастаться такими темпами.

  • 4 Августа 2017
  • 3403
Фото - Caravan.kz

Россияне, турки, китайцы, киргизы наращивают свои обороты. Ну а мы сдали рынок, как говорится, без боя?

На днях мне попали на глаза цифры такой вот статистики: количество действующих предприятий с иностранным участием в 2016 году выросло почти на 22 процента. Иностранный бизнес усиливает свои позиции, а наш отечественный тем временем похвастаться этим совсем не может, темпы роста в разы меньше. И я это вижу не только по цифрам отчетов, а у себя прямо в подъезде. Сосед-бизнесмен сверху сдает пустографки, соседка напротив, которая в статусе “Инстаграма” гордо писала “бизнес-леди”, совсем закрыла ИП. В общем, ситуация какая-то неоптимистичная.

А тут только за прошлый год действующих иностранных предприятий стало на 3,8 тысячи больше. На первом месте по количеству зарегистрированных предприятий стоят россияне (более 7 тысяч предприятий), на втором – турки (около 2 тысяч компаний), на третьем – китайцы (около тысячи компаний). Далее по списку выстраиваются Нидерланды, Германия, Узбекистан, Киргизия, США, Корея…

При этом валовый приток иностранных инвестиций тоже показал рост в 2016 году, аж на 40 процентов, добрав в денежном выражении 20,6 миллиарда долларов. Если же рассмотреть приехавших бизнесменов более детально, то весьма интересен еще один факт. Раньше в Казахстан активно заходили иностранные крупные предприятия, в связи с которыми сразу всплывают ассоциации с сырьевыми интересами. Но с прошлого года в страну устремились мелкие ТОО-шки. И именно они стали заполнять самые разные ниши бизнеса, давя конкуренцией на наших предпринимателей.

Полная дум о судьбе отечественного бизнесмена, я отправилась на работу. И тут мне повстречался наш национал-патриот Мухтар ТАЙЖАН. С кем, если не с ним, разделить мне тревогу по поводу этих цифр статистики, подумала я. Эксперт рассказал о том, насколько еще обесценится тенге по отношению к доллару этим летом

Кого финансирует Мухтар Тайжан…

Мы привыкли воспринимать приход инвестиций как фактор положительный. И долгие годы в стране создавался шикарный инвестиционный климат. Однако и у этого процесса есть “но”.

– В том, что иностранные компании приходят в Казахстан, есть много минусов, – начал Мухтар Тайжан. – Элементарно мы можем не видеть конечного хозяина, мы не можем контролировать, исчислять налоги. То, что россияне приходят на рынок, – отражение Евразийского союза, налоги у нас ниже, чем в России, поэтому они так активно у нас регистрируются. Турки и китайцы традиционно открывают бизнес, и не только у нас, но и по всему миру.

– Вы видите в этом попытки захвата рынка или все-таки это естественный глобальный процесс?

– Да, это можно принимать как экспансию рынка. Либеральные экономические отношения всегда предполагают захват рынков, и от этого защищаться-то и не нужно. Нужно просто давать условия для работы отечественного бизнеса. Сейчас самоубийц, которые решают начать бизнес, мало. Иностранцам предоставляются льготы. А нашим? Условий нет у нас.

– Вы яркий и весьма категоричный представитель национал-патриотов Казахстана, но сами как поддерживаете отечественный бизнес? Может быть, из принципа не пьете белорусское молоко?..

– Я думаю, что поддерживать отечественный бизнес должны не только национал-патриоты, а все граждане Казахстана. Во всех странах есть лозунг: покупай отечественное, и это правильно.

– Извините за интимный вопрос, а вот сейчас на вас все отечественное надето?

– Вы правильный задаете вопрос. Но, к сожалению, когда приходишь в магазин, отечественного практически нет. На мне абсолютно ничего отечественного.

– Кого же вы поддерживаете своими тенге, покупая одежду: турок, киргизов, россиян?

– Это проблема, да. Если по продуктам питания у нас на прилавках представлено хотя бы масло, молоко отечественное, то в текстильной нише вообще наших почти нет. Попробуйте найдите рубашку, штаны казахстанского производства, это обидно, но это так… Под каблуком у импорта. Казахстанцев обувают даже Мадагаскар и Тунис

На этой пессимистичной ноте мы распрощались с Мухтаром Тайжаном, а разговор про то, как турецкие и киргизские трусы и майки притесняют наших бизнесменов, я продолжила уже с человеком, который является одним из главных специалистов в этой области и, как никто другой, знает о том, как иностранцы захватывают наш рынок. Звоню главе Ассоциации легкой промышленности Любови ХУДОВОЙ.

Мы лишь площадка для сбыта!

– Иностранный бизнес и отечественный, как ни крути, находятся в абсолютно разных условиях, – говорит Любовь Худова. – У нас на рынке зеленый свет импортерам. Посмотрите, в каких нишах в основном работают иностранные бизнесмены. Это, конечно же, торговля. То есть они не приходят делать бизнес в Казахстан, чтобы производить ту же продукцию легкой промышленности, а продают уже готовое, пошитое у себя, там, где их правительство делает им льготы и преференции. А мы лишь площадка для сбыта.

Вот киргизских предприятий у нас стало много, но там у них вообще предприниматели освобождены почти от всех налогов, в Турции идет поддержка по продвижению отечественных брендов.

Мы тоже разработали такую программу для наших предприятий легкой промышленности, но, как обычно, не нашли финансирования на такие программы. Другой вопрос, что в страну заходит огромное количество незадекларированной продукции, 90 процентов заходит на рынок по упрощенной процедуре, уплачивая за тонны и кубы, поэтому говорить о добросовестной конкуренции не приходится. Здесь идет бойкая продажа. По Киргизии вообще ситуация непростая, у нас прозрачные границы. И статистика бизнеса из этой страны – это лишь единицы, которые прошли по официальному пути, реальные объемы иностранного бизнеса в разы больше.

Слова Любови Худовой, что мы лишь рынок сбыта, подтверждает и статистика.

В списке десяти отраслей, где наиболее активно растет количество иностранных предприятий, лидирующее место занимает оптовая и розничная торговля, только официально зарегистрировано в этой нише около 7 тысяч предприятий.

С большим отрывом идет строительство, здесь зарегистрировано чуть меньше 2 тысяч иностранных предприятий.

Понятно, что такая конкуренция становится битвой за выживание для отечественного бизнеса. Но что же делать?

Цифры от АО “НК “Казахинвест”

Наибольшее увеличение действующих юридических лиц произошло в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов (на 765 предприятий), в сфере предоставления прочих видов услуг (на 380 предприятий), строительстве (на 208 предприятий), обрабатывающей промышленности (на 193 предприятия) и в деятельности в области административного и вспомогательного обслуживания (на 92 предприятия).

Время качать мускулы нашему бизнесу

Президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана Нурсадык АБИШЕВ считает, что конкуренция может принести пользу, если вспомнить о поддержке отечественного бизнеса:

– На самом деле это позитивный тренд. Конкуренция нужна, и она выявляет наши слабые стороны. Обнаружив их, правительство должно принимать меры, чтобы помочь казахстанским бизнесменам. Просто запускать иностранный бизнес неправильно, нужно помогать и нашему бизнесу параллельно. Россияне активно стали заходить на рынок, и тут самые разные могут быть причины. Возможно даже, что это попытка обхода санкций. Но в целом если посмотреть, иностранные компании, которые заходят на рынок, по классу выше, по качеству услуг, ценам. И нам нужно учиться и конкурировать.

– Часто к вам приходят наши бизнесмены и жалуются на иностранных конкурентов?

– Да, приходят, жалуются. Говорят, понаехали, отнимают ниши… Но это неправильная позиция. Поднимай свой уровень! Почему наш гражданин, чтобы только тебя поддержать, должен получать услуги хуже по качеству и дороже? Если ты ленишься развивать бизнес, ты и имеешь такую ситуацию в остатке. В бизнесе выживает сильнейший. И дело правительства – начать накачивать мускулы отечественному бизнесу.

Своим всегда дороже!

Не против конкуренции и экономист Магбат СПАНОВ. Правда, он считает, что у нас иностранных предпринимателей “любят” больше отечественных. А это уже нечестно.

– Позиция “чужаки пришли, а почему наши не делают?!” понятна. Но существует много факторов, мое личное мнение, что у нас все-таки еще недостаточная культура бизнеса. Также государство еще не переориентировалось на внутренний бизнес. В первую очередь страна должна развиваться не за счет иностранных инвестиций, а за счет внутренних. Но у нас в этом плане перекос. Мы достаточно широко открыли границы, и бизнес хлынул в Казахстан. Но в итоге мы все равно вернемся к тому, что вынуждены будем развивать своего внутреннего инвестора.

Есть правило “золотого сечения”: страна экономически стабильна, если 20 процентов – это иностранные инвестиции и 80 – внутренние. А у нас наоборот. Однако иностранные инвестиции и бизнес, может быть, и помогают решить какие-то вопросы, но доход-то по большей части вывозится.

У нас затянулся этап заглядывания в рот иностранным инвесторам. Россияне пришли на наш рынок в связи с CIS, они заняли машиностроительную отрасль, переработку, логистику. Турецкие компании заходят на рынок активно, и это исторически так сложилось, тюркоязычные связи. Они застраивали Астану. У них внутри страны избыток капитала и высокая конкуренция. Китай – наши соседи и партнеры, это естественный процесс. Киргизия тоже. Они открывают предприятия в рамках Евразийского союза.

Очень важный момент, что у нас отношение к собственным гражданам, как к людям второго сорта. Иностранцам делать бизнес выгоднее, чем местным. К нашим бизнесменам отношение такое, что они только и делают, что пытаются уходить от налогов. Почему так? Вопрос открытый.

Но если не пересмотреть эти взгляды, можно и вовсе без бизнеса остаться.