Почему гибель животных на проволоке - обычная история в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему гибель животных на проволоке - обычная история в Казахстане

Почему гибель животных на проволоке - обычная история в Казахстане

“Гибель животных на проволоке – это обычная и очень грустная история. Везде, где они пытаются пролезть через ограждения с колючкой, регулярно запутываются и гибнут”, – говорит директор Центра прикладной биологии АСБК Сергей СКЛЯРЕНКО.

  • 30 Июня 2020
  • 363
Фото - Caravan.kz

Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия отрабатывает очень непростой вопрос.

На участке границы с Туркменистаном, в районе чинка Капланкыр, в течение последних восьми лет гибнут джейраны.

Долгое время, пока граница обозначалась только с нашей стороны, да и то почти символически, таких проблем не возникало. Специально для миграции копытных был сделан разрыв в заграждении протяженностью около 6,5 километра. Но вот туркменские пограничники установили параллельно казахстанской свою сплошную капитальную сетку. Мышь проскочит, гад проползет, а копытным – погибель. С казахстанской стороны они забегают в узкий коридор между заграждениями и мечутся там в поисках выхода. Которого, к сожалению, соседи не предусмотрели…

– Абсолютно непреднамеренно были созданы не просто препятствия для миграции животных, а условия для их гибели. При виде движущихся объектов – автомобиля, пограничного наряда – джейраны срываются с места и бегут до тех пор, пока их не оставят силы. Или, еще хуже, в панике бросаются на проволоку. Пытаясь преодолеть заграждение, они запутываются, получают смертельные ранения и истекают кровью, – рассказывает грустную историю Сергей Скляренко. – Одна драматическая сцена разыгралась прямо на глазах участников экспедиции АСБК на Южный Устюрт осенью прошлого года. Испуганный джейран устремился в зазор между рядами колючей проволоки, конечно, застрял там и бился, получая ранения от острых шипов. Другое животное нашли уже мертвым, с разорванным горлом…

К счастью, джейраны не очень стадный или активно мигрирующий вид, они передвигаются группками в 5–6 особей. Это исключает массовую гибель на пограничных сооружениях. Но надо учитывать, что численность джейранов в Мангистауской области за последние 70 лет сократилась примерно в 100 раз и, по подсчетам специалистов, не превышает 1 000 особей. А тут такое!

Фото предоставлено АСБК
Фото предоставлено АСБК

Сайгаки идут волной

Можно ли что-нибудь сделать?

Можно, и это подтверждает пример с участком казахстанско-узбекистанской границы в северной части плато Устюрт. После его демаркации казахстанские пограничники установили банальный проволочный “забор”. И только они сделали его – обозначилась проблема.

– По этой территории проходит миграция сайгаков, – поясняет Сергей Скляренко. – Холодными снежными зимами они смещаются на юг, в Узбекистан, где есть корма, потом возвращаются обратно. Но сайгаки – не перелетные птицы, которым не мешают наземные сооружения. Они идут широкой волной, и заграждение создает для них очень серьезное препятствие.

Уточним.

Особенность мигрирующих животных заключается в том, что инстинкт ведет их – как автопилот машину: строго по заданной программе.

В свое время в Норильске прокладка газопровода без учета миграции копытных привела к тому, что огромные стада оленей сбились в кучу перед возникшим препятствием. Тысячи животных погибли, даже не попытавшись найти обходной путь.

– Мы поделились своими опасениями с комитетом лесного хозяйства и животного мира. Там нас сразу поняли, и вместе с Пограничной службой мы стали искать выход. В итоге было решено изменить конструкцию заграждения: снять два нижних ряда проволоки, чтобы сайгаки могли пройти, пригнувшись. А также сделать несколько полных протяженных разрывов в заграждении с учетом маршрутов передвижения животных.

С тех пор прошло два года. В апреле 2020-го сотрудники АСБК побывали на границе и вместе с военными проверили, как работают переходы. Проехав 335 километров вдоль пограничной полосы, они 7 раз зафиксировали следы сайгаков. В четырех случаях животные переходили границу. Что и следовало доказать!  Кому мешает сайга? — мнение эксперта

– Сайгаки находят дорогу в Узбекистан, чему на узбекской стороне очень рады. Потому что на протяжении нескольких лет их там не было, – говорят в ассоциации.

Осенью специалисты АСБК намерены снабдить еще нескольких копытных мигрантов из устюртской популяции спутниковыми передатчиками, чтобы получать более точные данные об их перемещениях.

Эх, дороги…

Но успокаиваться насчет сайгаков рано. Не одни пограничные “заборы” стоят на пути их миграций. Как не очень хороший пример – железная дорога Шалкар – Бейнеу, пересекающая ареал обитания этих животных на Устюрте. Железнодорожники сделали всё, чтобы не мешать переходу копытных. Соорудили специальные пологие насыпи именно там, где надо и как надо. Но… сайгаки по ним не пошли! Меченые звери ни разу за два года не пересекли железку, судя по данным со спутника. В АСБК подозревают, что осторожных животных пугают полосатые столбики, препятствующие проезду машин. Видать, что-то не сложилось у них с зебрами…

Хотя шутки тут неуместны.

– Серьезная беда может поджидать сайгаков, – говорит Сергей Скляренко. – Вся северная часть их группировки стоит. Пока теплые зимы, наличие железной дороги никак на ней явно не отражается. Но случись по-настоящему холодный период, сайгаки не смогут уйти в места с достаточным количеством корма и рискуют погибнуть. Надо менять столбики на что-то другое, что животные примут.

Непреодолимым препятствием для косуль и джейранов может стать автомагистраль Алматы – Талдыкорган (с продолжением на северо-восток), имеющая ограждение на обширных участках. Здесь для джейрана предлагается построить экодук. Это надземные, шириной до 100 метров пологие переходы, очень дорогие – но что делать? Миграции не отменишь.

– Есть специальная карта, подготовленная с участием наших специалистов в рамках Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных. В ней отмечены участки трасс, требующие обеспечения безопасности сайгаков, джейранов и куланов. На одном из них и выбрано место, где джейраны могли бы переходить по экодуку. Это отрезок дороги в экологическом коридоре Капшагай – Балхаш.

Огромное беспокойство вызывают у АСБК планы строительства автомагистрали “Центр – Запад”.

На двух отрезках общей протяженностью 612 километров выбранный маршрут пересечет пути миграций сайгаков бетпакдалинской популяции в жизненно важных для них регионах – иргиз-тургайском и тенгиз-коргалжынском.

Тут и экодуки не помогут – сайгаки идут широким фронтом. При любых условиях пересекать трассу с потоком автомашин они, скорее всего, не станут. Или она будет сильно затруднять миграции. Проектирование дороги закончено на 80 процентов, и есть очень высокая вероятность того, что популяции копытных будет нанесен невосполнимый ущерб. Проще сейчас учесть все нюансы и не допустить этого, считают в АСБК.

– Масштабные проекты линейной инфраструктуры с самых первых шагов должны обсуждаться с экологами и зоологами, чтобы потом не возникало проблем ни у людей, ни у животных, – завершает больную тему Сергей Скляренко.

АЛМАТЫ