Более сорока тысяч зрителей в подмосковном Алабине наблюдали за финальной гонкой танкистов, миллионы поклонников АРМИ-2017 замирали у своих телевизоров всякий раз, когда экипаж “мазал” по мишени. Один промах – лишний круг, два промаха – целый километр в довесок. “Свой” или “чужой” неистово рвался к финишу – зрелищно без особой разницы. Фанаты болели за всех танкистов одинаково, хотя вру – мы за наших родных горло в одной из алматинских кафешек драли так, что из соседних домов люди стали подтягиваться, чтобы выяснить, что же здесь происходит в действительности и кого сегодня режут или рвут на части? И не зря. Такого накала страстей и зрелищности, пожалуй, нет в привычном лыжном биатлоне. Танковый по всем параметрам круче. И много драматичнее. Здесь на суперсложной биатлонной трассе не только руку-ногу можно потерять навсегда, но и голову…
Среди танкистов из 19 стран мира наши парни стали вторыми после хозяев чемпионата россиян. В этом году – серебро. Напомню: в прошлом была бронза. Даже мощных китайцев с их модернизированным легким танком нашим удалось оставить далеко за спиной. И белорусов тоже на трассе мы “сделали”, несмотря на то, что они выступали на танке, в который инженеры вбухали ни много ни мало 6 миллионов долларов.
Мало кто знает, но особенность соревнований среди лучших танкистов мира в этом году заключалась в том, что на полигоне в Алабине вместе с экипажами соревновались как минимум пять типов танков – усовершенствованный Т-72Б3М (выступала команда России), танк Т-72БМЭ (команда Республики Беларусь), танк Т-90С Bhishma (команда Индии), танк Type 96B, или ZTZ96B (команда Китайской Народной Республики), и танк Т-72Б3 (выступали все остальные команды, в том числе и Казахстан). Если смотреть в общем, то все перечисленные боевые машины схожи по конструкции и характеристикам, поскольку являются “ксерокопией” советского танка Т-72. Но российский усовершенствованный Т-72Б3 и китайский Type 96B создавались конструкторами специально (!) для танкового биатлона, и лошадиных сил в их двигателях было гораздо больше. 1 500 против наших 840. И пристреливали их танки на полигоне в Алабине заводчане, а не просто экипажи.
Получается, если говорить образно, россияне, белорусы и китайцы в биатлонной гонке выступали на “мерседесах”, а наши рвались к финишу на обыкновенных “жигулях”. И завоевали серебро! Эта победа дорогого стоит.
– По результатам последнего, 15-го по счету заезда в индивидуальном зачете, в котором сошлись боевые “тройки” из Индии, Армении, Никарагуа и Венесуэлы, стало ясно, что наши танкисты – в финале. Ура! Мы ждали этого и были несказанно рады. Мы готовились к предстоящему финалу очень серьезно, – делится с корреспондентом “КАРАВАНА” первый заместитель начальника Генерального штаба генерал-майор Амир ХАЛИКОВ.
По его словам, интрига заключалась в том, сможет ли экипаж из Индии обойти в турнирной таблице конкурентов из Китая. Индусы выступали на танке Т-90С и приложили максимум усилий, поразив зрителей скоростью в 90 с лишним километров в час на трассе и эффектным прыжком на трамплине… Однако всего лишь один промах на огневом рубеже не позволил им рассчитывать на высокий результат, и они выбыли из борьбы.
– Мы выкладывались без остатка, – продолжает генерал-майор Халиков. – Условия в Алабине были суперсложными. Бывало, что пропадала то связь с экипажами, то отказывала автоматика после преодоления водной преграды… И тогда наводчику-оператору приходилось орудие в цель доводить вручную. Да, мазали, и вследствие этого осознанно уходили на второй круг, но это была наша военная хитрость: если бы выстрела не последовало на огневом рубеже, то танк надо было бы отводить обязательно на специальную площадку для разряжания орудия. А это катастрофическая потеря времени…
И тогда после штрафного круга наш механик-водитель гнал свой танк к финишной черте с такой огромной скоростью, что комментатор на вышке сравнивал его боевую работу со скрипачом-виртуозом, который вытворял со скрипкой что-то невероятно фантастическое. Вот это профи!
Впрочем, теперь понятно, почему натовские генералы не рискуют прислать своих танкистов в Россию, чтобы померяться силами с нашей советской танковой школой. Вероятно, опасаются продуть всухую. И что тогда?! Крах устоявшейся со времен холодной войны идеологии, которая безапелляционно утверждает, что натовский солдат на сегодняшний день самый крутой боец в мире. Так ли это на самом деле? Думаю, что нет. И танковые фанаты – свидетели чемпионата по танковому биатлону в рамках АРМИ-2017 меня в этом, уверен, поддержат на все сто.
АЛМАТЫ