Почему доля туризма в ВВП Казахстана меньше, чем в других странах - Караван
  • $ 523.72
  • 544.09
-14 °C
Алматы
2024 Год
23 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему доля туризма в ВВП Казахстана меньше, чем в других странах

Почему доля туризма в ВВП Казахстана меньше, чем в других странах

В 2016 году по миру бродил 1 миллиард 235 миллионов туристов. Сколько из них заглянуло в Казахстан? Эксперты дают приблизительную цифру – 55–70 тысяч человек. Комитет по статистике даст точную только в августе. Известно лишь, что в 2015 году к нам пожаловали почти шесть с половиной миллионов путешественников. Из них “с целями туризма” – 46 465 гостей. Хотя в концепции развития отрасли до 2020 года была поставлена цель – 5 миллионов.

  • 7 Марта 2017
  • 9730
Фото - Caravan.kz

Отсюда вопросы: почему в Европах, Америках и Азиях данные по въездам-выездам публикуют уже в феврале, а у нас только в августе? Почему министерство по инвестициям и развитию (МИР), которое до недавнего времени отвечало за туриндустрию, ссылается только на сообщения Погранслужбы КНБ? Ну и так далее…

По мнению директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиды ШАЙКЕНОВОЙ, потому что раньше статистики опирались на цифры, которые им предоставляли туркомпании.

– А потом кто-то взял – и отменил эту обязательную форму отчетности. Департамент индустрии туризма сейчас переходит из ведома министерства инвестиций и развития в министерство культуры и спорта. А они тоже берут аэропортовские данные.

– Вашу отрасль опять перевели из-под крыла одного ведомства в другое…

– Уже в девятый раз, как стадо баранов, перегоняют из одной конторы в другую. Неразбериха постоянная. Ответственные лица меняются. Пока они войдут в курс дела, пока изучат все больные вопросы, пока наметят пути решения проблем – уходит время. И все остается по-прежнему. Потому собственно сегмент туризма до сих пор не рассматривается как самостоятельная отрасль. Вот и считают тупо по головам – выехал-въехал – всех подряд.

– В МИРе мне сообщили, что в 2015 году с частными визитами въехало без малого 5 миллионов. А туристов – чуть больше 46 тысяч.

– Из Киргизии и Узбекистана, которые приезжают к нам пахать, тоже иногда туристами считают. Пока какие-то органы отделят туристов от гастарбайтеров – вот вам и время ушло. Россия, например, вообще отсекла страны СНГ от статистики въездного туризма. Учитывают только из дальнего зарубежья. У нас с этой статистикой полный швах!..

Занятная статистика по суммам, которые наши граждане выво­зят за границу. И по суммам, которые гости оставляют в Казахстане. Комитет по статистике сообщает, что в 2015 году казахстанцы потратили на международные поездки 2 миллиарда долларов. Иностранцы же оставили здесь 1,6 миллиарда. А как считали?

Бывший алматинец Виктор Кох ежегодно наведывается к родственникам, имея в кармане 1 тысячу евро наличными. На всякий случай. “Всякий случай” – это кафе с шашлыками и пивом, такси и прочие излишества. В прошлом году он признался, что тратит не более половины. И никто в аэропорту от него отчета не требует. Стало быть, данные от комитета по статистике – весьма условные?

К слову, по словам Виктора Генриховича, его знакомые немцы, которые однажды побывали в Казахстане с деловыми поездками, не жаждут вернуться сюда в качестве туристов: “Мало информации о тех достопримечательностях, которые надо увидеть. Мало информации об инфраструктуре, логистике и так далее. В Европе можно найти отель за 30 евро с носа и с нормальным сервисом. У нас (Кох уехал на историческую родину 19 лет назад, но по привычке говорит о Казахстане “у нас”. – Авт.) в Алматы и Астане это проблема”…

А теперь – ахтунг! В концепции предполагалось создать пять кластеров: в Астане, Алматы, Восточном, Западном и Южном регионах. Почему там? Потому что именно в них есть “потенциально привлекательные объекты” культурно-исторического наследия, природные заповедники, архитектурные и археологические памятники, музейно-выставочные комплексы и другие “точки интереса”.

Обзвонил трех экспертов по поводу этих кластеров. Ни один из проектов, по их словам, до ума так и не довели. Потому что денег нет. В министерстве по инвестициям и развитию мне сообщили, что “согласно перечню приоритетных республиканских бюджетных проектов, финансируемых из республиканского бюджета… затраты на инвестиционные проекты в сфере туризма на 2015–2017 годы не предусмотрены”. Правда, тут же сказано, что “из республиканского и местного бюджетов выделяются средства для инфраструктуры, необходимой для привлечения инвесторов”.

В итоге получается, что проекты и госпрограммы есть, но ни деньги, ни руки до них не доходят. Может, поэтому доля туризма в ВВП Казахстана составляет всего 0,3 процента, в то время как в туристических государствах – 5–12 процентов? При этом за последние 30 лет их доходы увеличились почти в 25 раз – именно за счет гостей. Кстати, на сферу туризма приходится 10 процентов мирового валового национального продукта, более 7 процентов мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место и около 13 процентов мировых потребительских расходов.

Комментарий на сайте “КАРАВАНА”

Вообще-то страну узнают и запоминают по качеству жизни населения, дорогам и обслуживанию. Потом по достопримечательностям и остальному, а не по громким мероприятиям и соревнованиям, которые обычно превращаются в распил денег. У всех на слуху информация о регулярных посадках организаторов этих громких мероприятий. Что показывать – у нас есть. Но оно в убогом виде! Вспомните Алаколь. Там все живет два-три месяца. А все рубят бабло на год! И везде грязь и неухоженность. Или вспомнить горячие источники под Чунджой…

Да, и новый сезон не за горами.