Аналогов в СНГ нет! От своих собратьев лайнер отличается техническими характеристиками, а также изображением снежного барса на носу фюзеляжа. Корреспонденты “КАРАВАНА” побывали на презентации новинки, что прошла в авиационно-техническом центре авиакомпании в Астане.
Для нашего брата презентация самолета – не только возможность сфотографировать салон, кабину, сделать селфи в разных ракурсах, но и удобный случай пообщаться в неформальной обстановке с авиационными экспертами, пилотами.
Собственно говоря, фотографии новой машины мы увидели гораздо раньше в соцсетях. Но одно дело – фото, другое – потрогать лайнер руками, подергать барса за усы. Во время презентации гостям показали фильм о том, как на заводе бразильского авиастроителя “Embraer” рождались самолет, изображение барса. Замечу, что окраска самолета не стоила дополнительных затрат авиакомпании.
Это первый E2 в СНГ и один из пяти авиалайнеров, заказанных в операционный лизинг у компании “AerCap”. Поставка остальных самолетов ожидается в 2019 году. Все они будут доставлены напрямую с завода-производителя в Бразилии. Новые авиалайнеры придут на смену самолетам предыдущей модели
“Embraer 190”, эксплуатируемым в Казахстане с 2011 года.
Без шума и пыли
Конечно, мне не терпелось узнать, что же за птица прилетела в Казахстан? “Embraer 190-E2” относится к семейству двухдвигательных узкофюзеляжных пассажирских реактивных самолетов малой и средней дальности c максимальной дальностью полета 5 300 километров, что на 1 000 километров больше по сравнению с E190.
Экскурсию по новой машине провел командир воздушного судна Серик ЖУМАГАЛИЕВ – он работает с первых дней основания авиакомпании.
– Машина умная, из поколения самолетов, где почти все автоматизировано, – рассказал мой собеседник. – Человечество пока не придумало взлет – он производится вручную. А так, что запрограммируешь, все выполнит, только следи, вовремя вводи данные. “Embraer 190-E2” обладает улучшенной аэродинамикой, измененной конструкцией фюзеляжа и крыльев, а также новыми двигателями американского производства. Разница ощутима по многим параметрам. Например, когда смотришь на дисплей – сколько самолет “кушает” топлива в час, экономия существенная! Бросается в глаза более легкое управление.
С точки зрения экономичности, влияния на окружающую среду это более дружелюбная модель, отметил президент АО “Эйр Астана” Питер ФОСТЕР, который вместе с журналистами, блогерами и другими гостями стоял в очереди, чтобы попасть внутрь салона.
Узнала, что шум от двигателей в данной модели значительно снижен благодаря сотрудничеству с американской компанией “Pratt & Whitney”. Ее двигатели используются теперь в трех типах самолетов “Эйр Астаны” – “Boeing 767”, “Airbus А320neo” и “Embraer 190-E2”. Особенно это важно для тех, кто живет вблизи аэропортов.
– Самолет смогут увидеть, но не будут слышать, – пообещали представители завода-изготовителя.
– В кабине мы можем спокойно разговаривать между собой. Если сравнить с советским Ан-24 – вообще небо и земля, – говорит Серик Жумагалиев. – Шум был на советских машинах потому, что на каждом приборе стоял свой маленький движок. А здесь сплошная электроника, четыре дисплея всё показывают. Этот самолет в любых аэропортах мира проходит по уровню шума.
– Но любая электроника порой дает сбои. Есть в Е2 дублирующие системы?
– Трехкратное дублирование. Приятный женский голос скажет – включить то, включить это…
На что я еще обратила внимание? Салон оборудован 108 креслами и имеет комплектацию “два на два”– здесь нет средних кресел, так что пространства для ног гораздо больше. Хорошая новость для таких пассажиров, как мой зять-баскетболист, чей рост 2 метра 10 сантиметров!
Браконьеры уничтожают кормовую базу
Почему, собственно, барс, а не беркут или другая птица, спрашивали меня друзья в соцсетях. Уникальной ливреей “Эйр Астана” намерена привлечь внимание мировой общественности к проблеме исчезновения снежных барсов не только в Казахстане, но и во всем мире, пояснили в авиакомпании.
На презентацию приехали ученые. Ведущий научный сотрудник Института зоологии кандидат биологических наук Юрий ГРАЧЕВ с начала 70-х годов прошлого столетия изучает популяцию снежного барса в Казахстане.
Он привел неутешительные цифры: на территории страны осталось всего 110–130 этих редких животных. А в начале 80-х годов их было больше 200.
– Основная угроза – браконьерство. Причем охота не только на самого барса, но и на объекты его питания – горного козла, косулю, марала, кабана. Уничтожается кормовая база, – говорит Юрий Александрович. – Также сокращается территория обитания барса из-за интенсивной застройки ущелий, гор, строительства в горной местности дорог, горнолыжных курортов, кемпингов.
Питер Фостер вручил ученым для фонда "Дикая природа без границ" (Казахстан) сертификат на 3 миллиона 800 тысяч тенге – вклад авиакомпании в мероприятия по сохранению этих животных.
Я поинтересовалась, на что будут потрачены деньги?
– В последнее время финансирование было скромным, – с грустью говорит Юрий Грачев. – Автоматические камеры слежения за барсом, которые мы применяем, увы, дорогостоящие – одна фотоловушка стоит более 200 тысяч тенге. Средств не хватает, и помощь очень кстати! Мы тронуты тем, что авиакомпании небезразлична судьба снежного барса.
Все самолеты из солнечной Бразилии, в том числе новенькая “киса”, как окрестили пользователи соцсетей Е2, будут летать по Казахстану, в Россию, Центральную Азию, на Кавказ и в Китай.
АЛМАТЫ – АСТАНА – АЛМАТЫ