Территория креатива
Я в арт-студии “Performance”. В большом зале размещены сразу несколько выставок: фотопейзажи, акварели с видами города, сюр-инсталляции, пейзажи горной природы Восточного Казахстана… Руководитель творческого пространства Ольга Чавкина устраивает мне мини-экскурсию. Вот, например, портрет Абая, выполненный из микса разноцветных фрагментов. Картина родилась благодаря необычной задумке: организаторы закрепили на стенде большой лист ватмана с контурами и положили рядом краски и кисти. На вернисаже каждый из гостей смог выбрать по своему усмотрению цвет и нарисовать фрагмент портрета.
– Самое интересное, что больше всего вдохновились мужчины, – рассказывает Ольга. – Так интересно за ними было наблюдать. Многие удивлялись, спрашивали: что, можно прямо любым цветом? И посмотрите, каким сочным получился этот совместный рисунок!
Буквально в шаге от интерактивного портрета – огромные пергаменты с цитатами из “Слов назидания” Абая на русском, английском и казахском языках. Свитки интересны необычным каллиграфическим шрифтом, разработанным, как выяснилось, дизайнером Анастасией Коноваловой. В итоге, к удивлению организаторов, спонтанно возникла фотозона, где все с удовольствием селфятся.
– Можно сказать, это наш вклад в год юбилея поэта, – говорит Ольга. – Никто не проходит мимо, все останавливаются, разглядывают, читают. Получается, мы помогаем знакомить людей с творчеством мыслителя.
Ольга убеждена, что в кругу ее друзей и знакомых остаются только те, для кого творчество – смысл всей жизни. В студии, например, выставлены акварельные этюды с видами Усть-Каменогорска Елены Брагиной. Работы буквально светятся. Акварель сама по себе обладает завораживающим эффектом, а когда перед глазами узнаваемые уголки родного города – уходить не хочется. Рядом мини-экспозиция с панно из эпоксидной смолы, автор – молодой дизайнер и креативщик. Дальше – улетные комплекты из войлока от начинающего модельера, следом – работы абстракциониста, “фартуки” для интерьерного дизайна…
– Это уже четвертая выставка в нашем зале, – рассказывает художница. – Мы назвали ее “Тарих” – “История”. Здесь всё посвящено знаковым событиям области, ее природе. До этого были выставки “My Self”, “Твои границы в твоей голове”, “Я принимаю себя”. И знаете, каждый раз масса желающих участвовать. Стоит бросить клич – заявки поступают каждый день.
Девушка с характером
Сами названия экспозиций говорят о стремлении ее организаторов дать молодым авторам альтернативную площадку для самовыражения.
Помещение, предложенное в центре города, подошло как нельзя лучше. Оно большое, с огромными окнами и элементами в стиле “техно”. Есть где развернуться. Ольге его выделили в прошлом году под реализацию проекта корпуса “Zhas project”.
– Столько вокруг талантливых ребят, – говорит она. – Конечно, необходима своя территория, чтобы выставляться. В залы государственных музеев попасть непросто, там своя политика, свой календарь. Поэтому, как только появилась возможность, я подала проект по молодежной программе, и ее поддержали. Мы купили мольберты, краски, материал, стали проводить бесплатные уроки и мастер-классы. Так появилась наша студия.
Ольга вспоминает, что рисовала всегда, сколько себя помнит. Одноклассники, занимавшиеся в художественной школе и строившие изображения по академическим канонам, удивлялись, как быстро она работает.
В подростковом возрасте она фанатела от рисунков Валеджо – всемирно известного иллюстратора в жанре фэнтези. Именно с той поры в ней увлеченность эстетикой лиц и тел.
– Это самое красивое, что может быть, – убеждена художница. – Вижу привлекательного человека – все дела отложу, лишь бы уговорить его позировать.
Еще в школьном возрасте, когда в городе появились первые Арбат-фесты, Ольга стала выкладывать на уличных столиках свои пейзажи и графику. Приходила в любую погоду, как часы. О продвижении через Интернет тогда мало знали, а на фестивалях была возможность пообщаться с творческими людьми, расширить круг интересных знакомств. Лет шесть назад о ней рассказали СМИ, делавшие репортажи с акции “Ночь в музее”. Зрителей зацепило, как быстро девушка создает точные, выразительные портреты.
В колледже, где она тогда училась, по определению не было бюджетных мест. Но Ольге там выделили грант за… космическую активность, которую она развила в молодежном комитете и на городских мероприятиях.
– У меня правило: хочешь что-то сделать, забудь слово “завтра”, – делится художник. – Это очень коварное слово, оно уничтожает планы и идеи. Я стараюсь не ждать, а действовать.
Участие в различных молодежных и женских форумах, как правило, открывает новые возможности. В 2019 году после одной такой встречи художница договорилась, например, о занятиях с бизнес-леди. Как оказалось, почти в каждой деловой и суперзанятой даме живет желание попробовать себя в живописи. Следом студия провела уроки рисования для ребятишек из городского детдома. Организовала благотворительные мастер-классы в помощь местному фонду защиты бездомных животных. Приняла участие в аукционе по сбору денег на лечение больных деток…
– Мне пишут, спрашивают: “Сможете бесплатные уроки дать?” – говорит Ольга. – Да без проблем. Конечно проведем. Приехали в детдом, а детки бегут навстречу, обнимаются. Они такие аккуратные, всё так хорошо делают. Мы решили, что обязательно еще к ним приедем.
В прошлом году Ольга приняла участие в проекте “100 новых лиц Казахстана”, который предложил Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ в рамках программы “Рухани жаңғыру”. По словам устькаменогорки, она подала заявку и практически забыла об этом.
– И тут узнаю, что стала победителем, – делится художница. – Ощущения непередаваемые. Честно, я не ожидала. Так приятно знать, что твои усилия, твою деятельность ценят в стране.
Все четыре выставки, организованные в молодежной студии, всколыхнули творческую жизнь города. Как минимум, прежде здесь никто так не подавал художественные работы. На каждом вернисаже зрители могли увидеть необычные триптихи Ольги с женскими образами.
Например, легендарную царицу Томирис она изобразила в трех “ипостасях”: в амуниции сакской воительницы, в наряде светской дамы пушкинской эпохи, а также как одну из поколения NEXT.
Картины вызвали спор. Кто-то удивился серому цвету глаз сакской амазонки. Кто-то взялся рассуждать о достоверности деталей древнего головного убора. Таким критикам автор отвечает так: “Я – художник, я так вижу”.
На последней выставке “Тарих”, помимо пейзажей с видами алтайских водопадов, гор и озер, Ольга показала три портрета современной девушки: два полупрофиля и один фас. Для профессионалов эти рисунки интересны, возможно, пропорциями и деталями. А обычного зрителя работы привлекают тем, что называют шармом и эстетикой.
– Когда рисую, с головой ухожу в процесс, – заключает Ольга. – Когда вырисовываются черты лица, глаза, губы – это так захватывает, теряешь счет времени. Смотришь в окно, а там светает. И тут немного приходишь в себя, легкое волнение, возбуждение от рождения новой картины. В этом – волшебные моменты творчества.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК