Закон “О физической культуре и спорте” в новой редакции вступил в силу достаточно недавно, но профессиональные спортсмены-паралимпийцы уже ждут приятных изменений.
– Наиболее значимым нововведением закона является выделение паралимпийского движения в самостоятельную статью и приравнивание его по значимости к уровню олимпийского движения. В статье 13-1 четко прописаны основные положения паралимпийского движения и Национального паралимпийского комитета РК, – говорит о главном исполнительный директор Национального паралимпийского комитета Казахстана Ерлан СУЛЕЙМЕНОВ.
Развитие паралимпийских видов спорта теперь закреплено в качестве одной из задач государственной политики в области физической культуры и спорта. Данная норма является залогом того, что с этого дня политика государства по развитию спорта и всех его институтов, таких как спортивная наука и медицина, обучение и повышение квалификации тренеров, инфраструктура и оснащение спортивным инвентарем, должна касаться не только олимпийских видов спорта, но и паралимпийских.
Как следствие этого факта – увеличение финансирования, оснащение школ и секций оборудованием и прочие важные для спортсменов детали. Ну хотя бы: только после того, как казахстанка Зульфия ГАБИДУЛЛИНА завоевала золото в Рио, общество узнало, что паралимпийцам миллионных призовых не положено.
– В 2016 году за выдающиеся достижения на Паралимпиаде в Рио правительство РК приравняло паралимпийцев к олимпийцам в области поощрения за большие достижения спортсменов на крупных международных соревнованиях. Это огромный успех, – говорит о том, что было сделано еще до принятия поправок, заслуженный тренер РК, наставник Зульфии Габидуллиной Саттар БЕЙСЕМБАЕВ.
Тренер чемпионки по плаванию ждет, что теперь, когда паралимпийцы и олимпийцы фактически стали равными в глазах государства, в секции придут новые люди, мотивированные на успех. Должен расшириться и тренерский штат.
– После того как наши функции были четко прописаны в законе, Дирекция штатных национальных команд (ДШНК) обязана согласовывать с НПК увольнения и назначения на должности главных тренеров национальных сборных команд и государственных тренеров по паралимпийским видам спорта. Важно отметить, что на сегодня в Дирекции штатных национальных команд и спортивного резерва имеется только один государственный тренер, отвечающий за развитие паралимпийских, сурдлимпийских и специальных олимпийских видов спорта, каждый из которых включает в среднем до 20 спортивных дисциплин. При такой нагрузке о развитии паралимпийского спорта не могло идти и речи. Для сравнения: за каждым олимпийским видом спорта закреплен отдельный государственный тренер. Надеемся, что нам удастся увеличить количество государственных и главных тренеров по паралимпийским видам спорта в ДШНК, – говорит Ерлан Сулейменов.
Еще одна важная для любого спорта деталь: принятые поправки предполагают ответственность акиматов не только за доступность спортивных объектов, но и за развитие спорта среди инвалидов, а также за доступ их к спортивным сооружениям для занятий физической культурой и спортом и предоставление специального спортивного инвентаря.
– Развитие спорта невозможно без конкуренции – это общеизвестный факт. И очень здорово, что людям с ограниченными возможностями дали больше шансов показать себя. Если говорить о лыжных гонках и биатлоне, школы для инвалидов по этим видам спорта есть практически во всех областных центрах, есть конкуренция в команде. Плюс мы, как тренеры, стараемся выезжать в поселки и, если видим перспективного спортсмена, уговариваем родных изыскать возможность перевезти его в город для тренировок. Думаю, теперь к этой работе активнее подключатся и сотрудники акиматов, – прогнозирует тренер паралимпийской сборной Казахстана по биатлону Василий КОЛОМИЕЦ.
А вот паралимпийская чемпионка Зульфия Габидуллина считает, что главная роль поправок в Закон о спорте – это привлечение внимания к паралимпийскому движению.
– Когда я начинала заниматься плаванием, в бассейне не было даже пандусов для инвалидов. Но меня это не останавливало. Я прыгала на коляске по ступенькам, приезжала и летом, и зимой. Потом, когда директор спорткомплекса понял, что от меня так просто не отделаться, сделал пандус. Пришли еще три инвалида. Сейчас все условия для занятий спортом есть: и пандусы, и машина, и тренеры. То есть ничто не мешает заниматься спортом. Но у нас многие инвалиды сидят дома и ничего не знают. А если по телевизору будут говорить о том, что есть спортивные секции для инвалидов, в газетах будут писать? Многие услышат и захотят попробовать свои силы, – уверена она.
И дело тут не только в медалях. Но и в том, что тысячи казахстанцев, которые до сих пор чувствуют себя ущербными и никому не нужными, осознают свою значимость и поверят в свои возможности.