Коммуну, существующую словно несколько веков назад за счет натурального хозяйства, обнаружили сотрудники природоохранной прокуратуры.
Остров соединен дорогой с городом. Однако примерно на три месяца в году вода отрезает его от “большой земли”, и тогда поселенцы добираются в Павлодар на лодках. Средний возраст островитян, живущих в семи дворах, примерно 40 лет. Эти двадцать человек, среди которых казахи, русские и чеченцы, живут дружно.
В домашних хозяйствах имеются свиньи, бараны, гуси и куры. Мужчины ловят рыбу, пасут скот и продают в городе мясо, молоко и яйца. В общем – натуральное хозяйство.
Отшельники отказались от общения с внешним миром. Более того, у некоторых из них есть квартиры в городе, но они предпочитают жить на лоне природы. Как говорит один из островитян Сергей: “Мне здесь хорошо – ловлю рыбу, пасу скот”. Вторит ему чеченец Абукар: “Питаемся лучше, чем в городе. А то, что нет электричества, – даже лучше. Мы вовремя ложимся спать, вовремя встаем”.
Для вылазок в город у отшельников есть три автомобиля, на которых они по очереди ездят закупать хлеб, соль, сахар и спички. Примечательно, что не все смогли полностью отказаться от атрибутов города. В одном из домов имеется маленький телевизор, работающий от 12-вольтовых аккумуляторов.
Дома поселенцев не входят ни в один кадастр. Тем не менее у абсолютно всех жильцов, как стариков, так и детей, имеются документы. Пожилые люди ежемесячно получают законные пенсии и пособия, школьники учатся в городе, а на выходные приезжают на остров.
Но сейчас возникла проблема. Этот участок земли площадью около двух гектаров числится за акиматом Павлодарского района и считается особо охраняемой территорией, и законом здесь допускаются сезонный выпас скота и кошение травы, но никак не постоянное ведение домашнего хозяйства.
В настоящее время природоохранная прокуратура готовит акты в акимат Павлодарского района о решении дальнейшей судьбы людей: либо отселять, либо все-таки дать возможность проживать, но ограничить в хозяйственной деятельности.
Ризабек ИСАБЕКОВ, Павлодар