Пандемия может спровоцировать голод: готовы ли мы к этому? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пандемия может спровоцировать голод: готовы ли мы к этому?

Пандемия может спровоцировать голод: готовы ли мы к этому?

Пандемия может спровоцировать голод, считает Организация по продовольствию и сельскому хозяйству ООН.

  • 6 Апреля 2020
  • 20127
Фото - Caravan.kz

Вирус и меры по борьбе с ним могут нарушить экономические связи. Сбои в производстве грозят поставкам продуктов в магазины в апреле – мае, отмечают эксперты. Пока ситуация остается под контролем благодаря тому, что в большинстве стран созданы запасы продовольствия.

Сможет ли Казахстан обеспечить себя едой? Министерство сельского хозяйства считает, что Казахстан полностью обеспечивает себя по товарам: мука, яйцо куриное, крупы, картофель, баранина, хлеб, огурцы, свекла, конина, свинина, лук репчатый, молоко, говядина, морковь, капуста, томаты, макароны, кисломолочная продукция, растительное масло. Проблемы есть по производству яблок (обеспеченность – 69 процентов), рыбы (62 %), сахара (54 %), сыров и творога (58 %), колбас (61 %) и мяса птицы (51 %).

У предприятий – другое мнение.

Справка “КАРАВАНА”

Правительство РК 22 марта запретило вывоз из страны 12 социально значимых товаров на время ЧП. В перечень вошли – мука пшеничная, мука пшенично-ржаная, гречка, сахар, картофель, морковь, репа, свекла, лук, капуста, семена подсолнечника, подсолнечное масло. Цель запрета, по словам министра торговли и интеграции Бахыта СУЛТАНОВА, – обеспечить бесперебойное снабжение городов и населенных пунктов важнейшими товарами.Одновременно министерство финансов создало “зеленый коридор” для импортируемых в страну продуктов питания, исключены таможенные барьеры, досмотры и стоимостной контроль.

Молоко и молочные продукты

Владимир КОЖЕВНИКОВ, исполнительный директор Молочного союза Казахстана:

– Село слишком консервативно, чтобы успевать реагировать на такие вещи, как коронавирус и карантин. Казахстан обеспечивает себя молоком, кефиром и сметаной на 85–95 процентов. У нас есть дефицит по продукции глубокой переработки – сухое молоко, масло и сыр. Сухое молоко мы перестали производить лет 15 назад.

Впереди апрель, молока еще будет немного. И объемы масла и сухого молока, которые мы получаем по импорту, снизятся. Могут быть какие-то проблемы. Но это некритично.

Карантин или нет, но, слава богу, к нам пришла весна, и производство молока будет расти. Это зимой мы испытывали дефицит, а летом у нас избыток.

Если границы и дальше будут закрыты, тогда надо будет обращать внимание на производство продуктов глубокой переработки. Кстати, в этом смысле мы оптимистически смотрим на кризис. Сейчас серьезно занимается производством сыра и сырного продукта петропавловское ТОО “Молочный союз”. Его купил новый хозяин, он взялся за переоборудование предприятия. В его планах полностью вытеснить из Казахстана сырные продукты из Украины. Как это получится – посмотрим. Самое главное, за этими планами есть финансы и реальная работа.

Растительные жиры

Абзал ТАЛТЕНОВ, директор ТОО “ЭФКО Алматы”:

– В отрасли сохраняется ряд проблем. Растет зависимость от импортного посевного материала сои, подсолнечника и рапса. Есть дисбаланс между сырьем и перерабатывающими мощностями.

Казахстан не смог найти себя в ЕврАзЭС. При большом производстве маслосемян наши перерабатывающие мощности незагружены. Сложилась парадоксальная ситуация: стабильно богатые урожаи последних сезонов, с одной стороны, и дефицит сырья и загрузка перерабатывающих мощностей лишь на 31 процент и до 59 процентов в России – с другой.

Что касается ГМО-продукции, хотелось бы отметить, что в Казахстане нет закона, который регулировал бы его оборот. Побочный продукт при производстве масложировой продукции – шрот. Расчетное потребление соевого шрота в Казахстане – 139 тысяч тонн, а импорт ГМО-соевого шрота за 2018/2019 год составил 18 500 тонн. Это 13,2 процента от общего потребления. Мы, отечественные производители, готовы дать рынку такой объем продукции, но этому мешает отсутствие государственной регистрации и контроля по ввозу и обороту ГМО-продуктов.

Справка “КАРАВАНА”

Коллегия ЕАЭС временно запретила вывоз из зоны союза 13 видов продовольственных товаров. В том числе это репчатый лук, чеснок, репа, рожь, рис, гречиха, просо, крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков, обрушенное гречневое зерно, готовые пищевые продукты из гречки, дробленые и недробленые соевые бобы и семена подсолнечника. Их вывоз запрещается на период до 30 июня.

Мясо

Азамат ШАЛМАГАМБЕТОВ, директор ТОО “МБ-4”:

– По мясу рынок насыщен. По баранине сбыт небольшой. Это говорит, что он близок к насыщению.

В день в столицу заходит около 70 тонн говядины. Считаю, что рынок сейчас преднасыщен. Оптовые цены установились в районе 1 750 тенге за кило. Также активно заходит российское мясо из Омска. Его продолжают завозить даже сейчас. Оптовая цена в России – 1 400 тенге. Наш рынок для россиян выгоден. Поэтому дефицита не будет.

Казахстанские программы – та же “Сыбага” – дали свой эффект. Но они не были рассчитаны на долгий срок. Сейчас их надо перенастроить для большей продуктивности.

Можно эффективно подойти, разделив рынок на товарную и нетоварную говядину. Так или иначе, но внутренний рынок у нас несистематизирован, и его потребности покрывают в основном небольшие ЛПХ и крестьянские хозяйства. Средний и крупный бизнес способен давать товарный продукт. Субсидировать надо оба сегмента. Но товарному производству коэффициент помощи сделать чуть выше. Это недонастройка, которую надо исправить.

Сегодня я бы начал стимулировать экспортный сбыт. Это поднимет цену, но и увеличит привлекательность отрасли, сделает животноводство интересным бизнесом.

Как? У нас избыток ликвидности. Для нас деньги стоят дешевле, чем для россиян. Пользуйтесь этим. Есть “КазАгро” и подобные организации, у которых деньги лежат. Стимулируйте россиян покупать казахстанскую продукцию через форвардное кредитование. Дайте покупателю деньги на покупку товара у нас. Вы на этом и заработаете, и лишние деньги уберете с рынка, и появится рабочая цепь поставок. Эта схема позволяет обойти административные препоны для экспорта казахстанской продукции. Если россиянин купил в Казахстане товар, то он его вывезет в любом случае. И завтра придет снова, если это будет выгодно. И никакой губернатор не сможет ему запретить работать.

В Казахстане работает Альфа-Банк – это совладелец “X5 Retail Group”, крупнейшей розничной сети России. ВТБ – совладелец другой сети. У Сбербанка тоже есть интересы в ритейле. Почему с банками, которые присутствуют в Казахстане, нельзя договориться?

Надо вывести из тени все ЛПХ и КХ. Акиматы должны перестать пугать их ограничениями. Например, крестьянин может держать лишь две коровы и в год сдать продукции только на 780 тысяч тенге. Зачем это? Пусть держит, сколько сможет. Пусть растет, чтобы завтра у него появилась нормальная ферма. У фермера может быть 500 баранов, а оформлено только 100. Спрашиваешь почему? Он в ответ: “А вдруг налоговая придет?”. Поэтому у нас доля села в ВВП всего 5, а не 20 процентов.

Справка “КАРАВАНА”

Правительство установило квоты на экспорт зерна и муки. У Казахстана избыток хлеба. В связи с этим полный запрет на вывоз бьет по доходности мукомольных предприятий. Кроме того, если сейчас сорвать выполнение договоров, то рынки сбыта можно окончательно потерять. В связи с этим на селекторном совещании правительства было решено установить квоты на экспорт: 200 тысяч тонн зерна и 70 тысяч тонн муки.

Куры – слабое звено

Алмасбек САДЫРБАЕВ, председатель правления Национальной ассоциации овцеводов:

– По баранине мы обеспечиваем себя на 102 процента. По говядине – на 60 процентов. Остальное – это импорт. В основном для производства колбас. Да, они, видимо, подорожают. Золотое руно: молочные реки и кисельные берега будут не сказкой, а нашим будущим?

Слабое звено – птицефабрики. По мясу птицы обеспеченность Казахстана – только 47 процентов. Поэтому в рамках антикризисной программы будет проведена модернизация 7 птицефабрик по стране. Им на реконструкцию выделяют очень хороший объем денег.

Но всё оборудование – от поилки до инкубаторов – импортное. У нас его не производят. Поэтому я не уверен, что птицефабрики бросятся закупать новое оборудование из-за валютных скачков. Поэтому МСХ уже сейчас должно разрабатывать план “Б”. Может быть, возникнет необходимость развивать ЛПХ.

Мы обнаружили несколько слабых мест. Фермеры и трейдеры, которые привозят в города продукты, жалуются на услуги е-Gov.

На каждые 20 тонн продукции нужен карантинный сертификат. Без этой бумаги продукты не могут попасть в города на карантине.

С 22 марта портал е-Gov просто висит. Владельцам грузов невозможно получить этот сертификат онлайн. Уберите эту прокладку хотя бы на период карантина. Это лишний барьер для поставщиков.

Фермерам закрыт доступ к семенам, удобрениям, технике, запасным частям. Мне звонили из Актобе фермеры-арбузники. Говорят, купили семена, а вывезти их не успели – город закрыт на карантин. Другие сообщили, что не могут вывезти запчасти.

В Талдыкорган не привезли строительный лес. Потому что не смогли отправить в Сибирь лук, картошку, чеснок. Оборвана логистическая цепочка. Это значит, что этот сезон можем пропустить.

Хлеб

Бекнур БЕИСОВ, глава ТОО “Ново-Альджанский мелькомбинат”, Актобе:

– Сегодня мы обеспечены зерном в полном объеме. Это позволяет нам закрывать потребности Актюбинской области полностью. Комбинат работает круглосуточно. Дефицита муки и макаронных изделий у нас точно не будет. Есть оперативный запас сырья. Постоянно закупаемся у хозяйств. В принципе, до нового урожая я проблем не вижу.

Мы отметили ажиотажный спрос на муку. Но проблема была не в производстве. У нас на складах запасы есть. Были трудности в доставке товара в магазины. Сейчас это все уже отработано. Мы поставили достаточное количество техники, чтобы дефицит не возникал.

Справка “КАРАВАНА”

По данным комитета по статистике, на 1 марта в Казахстане в наличии имелось 9,2 миллиона тонн зерна, в том числе продовольственного – 6,4 миллиона тонн, семенного – 1,5 миллиона тонн, фуражного – 1,3 миллиона тонн.

Алматы