Однако до сих пор не решен вопрос строительства ограждающей дамбы, без которой, по большому счету, все затраты могут кануть в воду. Проекты по созданию необходимой инфраструктурной сети тоже не реализуются в срок, автодорога до зон отдыха – настоящий квест, а самолеты из-за очередной реконструкции взлетно-посадочной полосы в Ушаральском аэропорту до сих пор не летают.
Озеро Алаколь год за годом поглощает прибрежную территорию. Остановить этот природный стихийный процесс сложно, но возможно. Всего-то и надо – построить защитную дамбу. Проект есть, деньги из бюджета выделены, но воз и ныне там.
Об этой проблеме громко заговорили еще в 2012 году, когда ученые-гидрологи доказали, что озеро Алаколь вошло в фазу очередного цикла подъема вод. Они забили тревогу, ведь в зоне затопления могут оказаться не только пустынные берега, но и жилые территории поселков Камыскала, Акши и Коктума, в том числе окультуренные туристическим бизнесом земли.
Первые упоминания о разрушительной силе алакольских вод на юго-восточном побережье датируются ХIV веком. История сохранила путевые заметки французского посла при дворе Людовика IX, Вильгельма де Рубрука, который был отправлен с дипломатической миссией к монгольскому хану Мунке и путь которого пролегал через нынешний Алакольский район. В заметках говорится о существовании крупного торгового города на юго-восточном побережье, ушедшего на их глазах под воду.
К примеру, в Коктуме в феврале 2006 года под напором природной стихии в течение трех суток были смыты шесть жилых домов с хозпостройками, а 12 – частично разрушены ледяными торосами. К настоящему времени под воду ушло более 50 метров прибрежной полосы. Жители поселка, где проживает около 2,5 тысячи человек, распрощались с тремя улицами. Как говорят сами коктуминцы, если дело и дальше пойдет такими темпами, под угрозой смыва окажутся и местное кладбище, и железная дорога, находящиеся в полутораста метрах от воды.
– Ни для кого не секрет, что в нашем районе преобладают сильные ветры – евгей, сайкан и горняк. По весне ветер отрывает куски от озерного льда и гонит их к берегу, который уже избавился от промерзлости. Порой поднимается волна до 2 метров высотой, – говорит житель поселка Акши Федор БАРАНОВ. – Нам больше повезло, так как в Акши на побережье грунт более жесткий, а вот в Коктуме преобладает глинистая почва. Каждый год там озеро отвоевывает у людей метр за метром.
В поселке Камыскала жилые и административные здания переносились трижды. Когда это надоело, по линии ЧС на строительство насыпной дамбы выделили свыше 35 миллионов тенге. Вот уже лет десять как восточной части этого поселка затопление водами озера не грозит.
Что касается поселков Коктума, Акши, а также осваиваемых вблизи них прибрежных территорий под строительство зон отдыха, их безмятежное существование пока находится под вопросом. Ведь с середины 90-х годов по сегодняшний день уровень воды в Алаколе поднялся на 2 метра, средняя скорость уменьшения береговой линии составляет порядка 6–7 метров в год.
Чтобы предотвратить разрушение берега, еще в 2019 году было принято решение о строительстве двух насыпных дамб. Они должны представлять собой искусственные сооружения из гальки, параллельно выполняющие функции пляжей и прогулочных зон. Протяженность дамбы в населенном пункте Акши по проекту – 10,2 километра, в Коктуме – 3,4 километра. Однако на сегодняшний день построено 550 и 420 метров соответственно. Учитывая затянувшиеся темпы работ, на генподрядчика – ТОО “Компания “Спецстрой” – подан судебный иск. Когда и кем завершится строительство насыпных сооружений – неизвестно. "Это бессмысленно": благоустройство побережья Алаколя оказалось под угрозой
На днях новый глава Жетысуской области Бейбит ИСАБАЕВ свою первую рабочую поездку совершил как раз в Алакольский район. Неудивительно, что он выбрал именно это направление. Ведь купальный сезон в разгаре, цены на отдых – преимущественно высокие, а желаемого комфорта так и нет.
По итогам поездки выяснилось, что проблема с водоснабжением в поселке Акши решена, причем с учетом зон отдыха. А вот 210 объектов туризма смогут подключиться к центральной канализационной системе лишь в ноябре, когда туристический сезон завершится. На данный момент построено 69,1 километра канализационных сетей, установлено 3 насосных станции из 8. Сейчас осуществляется опрессовка, пусконаладочные работы. При этом существенно отстает от сроков сдачи второй этап проекта. Это строительство канализационно-очистного сооружения на 6,5 тысячи кубометров в сутки. Оно должно было уже в этом году решить вопрос очистки стоков канализационной системы на всем побережье, включая туристические объекты.
Однако подрядчики не выполнили в срок принятые обязательства. По словам представителя ТОО “Колсай Строй”, причина отставания кроется в значительным росте цен на стройматериалы и спецоборудование. Поэтому необходима корректировка проекта, то есть дополнительные средства из бюджета.
– Хочу подчеркнуть, что, прежде чем участвовать в конкурсе на реализацию такого крупного и важного проекта, любая компания должна адекватно оценивать свои возможности. Это и объем работ, и количество имеющихся кадров, и их профессионализм, и наличие техники. Также нужно было полностью изучить все возможные риски, включая рост цен. Из запланированных на проект средств первоначальный транш выплачен. Однако с начала строительства упустили 8 месяцев, отстали от графика, – поведал аким региона Бейбит Исабаев. – Впрочем, обоснованность просьбы компании-подрядчика необходимо всесторонне проанализировать и только после этого принять окончательное решение.
А взлетно-посадочную полосу в аэропорту Ушарала обещают вскоре завершить. Если не подведут строители, то 10 июля должен прилететь первый борт с отдыхающими. Ее расширяют и удлиняют, чтобы мог совершить посадку даже Boeing. Правда, из планируемых восьми рейсов, которые будут доставлять по 500 пассажиров в сутки, значатся другие модели самолетов.
ЖЕТЫСУСКАЯ ОБЛАСТЬ