Главная причина обрушения – карантин и закрытие границ в марте прошлого года. Нет выезда – нет клиентов. Соответственно, нет доходов. Но это одна сторона медали. Вторая куда круче. По словам старшего менеджера турагентства “Vleto” Ирины, некоторые клиенты, надеясь на лучшее, соглашались на перенос туров на лето, осень и даже на следующий год. Правда, уговаривали их с трудом. Но процентов 15–20 требовали возврата денег.
– У людей нервы не железные, – Ирина невесело усмехается. – А вдруг режим чрезвычайного положения продлят? А вдруг инфляция? У нас тоже не было уверенности. Традиционно декабрь – январь – февраль – самые жаркие месяцы по раннему бронированию, большие объемы продаж. А потом тенге резко упал…
Справка “КАРАВАНА”
В начале марта 2020-го доллар стоил около 385 тенге. 15 марта ввели карантин. А 16-го курс “зеленого” взлетел выше 450 тенге. То есть туркомпании брали у клиентов одну сумму в национальной валюте, а возвращать приходилось другую. Плюс штрафные санкции от принимающей стороны, комиссии при конвертации, бумажная волокита по оформлению документов и другие проблемы.
– Нам пришлось закрывать офисы, сокращать штаты. Девочки уходили, собирали бумаги, чтобы получить помощь от государства – 42 500 тенге. А мы перешли на удаленный режим работы.
– Зато экономия! Не надо платить за аренду.
– Нет, платить продолжаем. Не на улице же с клиентами встречаться? Сейчас у многих наших коллег-конкурентов их вообще нет. Ноль! Люди нам звонят, интересуются турами на март – апрель – не дальше. Потому что ситуация непредсказуемая. Европа полностью закрыта. Санитарные режимы ужесточают, везде требуют справки о ПЦР-тестах. Да и цены во многих странах выросли. Но на пляжи наши клиенты уже вылетают.
Принесла сестру в жертву
На вопрос, чем завершился год минувший и какие планы на этот год, хозяйка агентства “Алма-Тенгри” Вера Васильевна расплакалась:
– Закрыла я агентство. Даже сестру двоюродную уволила. Так что она – жертва карантина. А мы с ней вдвоем почти 7 лет работали. Последние клиенты были в прошлом феврале: Турция и Египет. С марта по сентябрь не было никаких доходов. Офис закрыла: 250 тысяч тенге в месяц за аренду – дорого. Сейчас только на пенсию живу. Всё, что заработала, проела за год…
По словам директора агентства “Алан Трэвел” Сауле, контора не работает с прошлого февраля, потеряв почти 80 процентов клиентов, которые были постоянными на протяжении почти 8 лет. Многие ее коллеги тоже закрылись. Сама Сауле стала собирать документы, чтобы получить пособие в 42 500 тенге.
– Две недели собирала – в ЦОНе, в акимате, как будто за границу хочу выехать и там работать. Даже в “Атамекен” обращалась за помощью.
– Помогло?
– Так пособие и не получила. Потому что в начале года доходы были. Хотя какие доходы? Мы же на процентах от договоров сидели. Копейки! Нет никакого желания работать. И клиентов нет. Подожду до весны.
– Сауле, а вы не пробовали переключиться с выездного туризма на внутренний?
– Если режим приема не ужесточат и будут снимать режим карантина, то попытаюсь. Знаю, что у некоторых компаний в прошлом году были хорошие потоки. Сейчас изучаю рынок – Чарын, Кольсай, Туркестан, национальные парки. Но на этих направлениях большая конкуренция…
Алаколь против Антальи
О сильной конкуренции в сфере внутреннего туризма говорила и Ирина из агентства “Vleto”:
– Мы попробовали в прошлом году. Эксперимент оказался неудачным. Были проблемы с логистикой и размещением – на том же Алаколе. Заказывали на трансфер хорошую машину, а приехала какая-то развалюха. Бронировали для туристов одни номера, а им предоставили совсем другие. Все хотят сэкономить. А еще на Алаколе слишком высокие цены, которые не соответствуют уровню сервиса (недовольно хмыкает). При этом Алаколь и условная Анталья почти сравнялись по ценам. Поэтому заходить в сектор внутреннего туризма нам пока не хочется. Коронаубыль: На чем может заработать казахстанский туризм
– А исторические места – Туркестан, Тараз?
– А вы знаете, когда в этих направлениях могут поставить блокпосты в случае нового карантина? И когда снять? Да, год назад в Алматы наши клиенты такими поездками интересовались. Сейчас – нет…
– А Кольсайские озера, Чарынский каньон?
– Это уже многие видели. Большинство наших клиентов стремится к морям и океанам. За 6 лет моей работы в столице только один человек поинтересовался поездкой в Чарын. Вся надежда у нас на лето. Ну и на то, что вакцинация выработает у нас иммунитет. Хотя бы (трижды стучит пальцем по трубке) к осени. Все ждут, когда ситуация нормализуется…
Сначала надо снять блокпосты в головах
Из 3 сегментов – внутренний, выездной и въездной туризм – сильнее всего в прошлом году на нашем рынке пострадал именно последний: ноль прибытий! Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА сначала высказала сожаление, что из-за карантина ряд контор или приостановил деятельность, или вообще закрылся. А потом почти возмутилась: “Почему тогда агентства не переключились на внутренний рынок? Неужели все ниши на нем заняты? Не верю!”.
– Рашида, но они прямо указывают на это. Сокращение персонала на 50–60 процентов тоже о чем-то говорит?
– Давайте по пунктам. Да, к сожалению, в наших турагентствах в основном работают женщины – больше 90 процентов. И большинство из них – матери-одиночки. Это грустно, что их пришлось сокращать и увольнять. В то же время всемирный карантин поменял тренды во всем мире. Игроки нашего рынка это не заметили? Вот что такое в Казахстане внутренний туризм?
– Ну в основном – туры выходного дня. Утром туда – вечером домой.
– Это самое простое и дешевое. Толкаться на этом рынке сегодня нет никакого смысла. Надо перестраиваться. Да, легче всего отправить людей за границу, где всё – “all-inclusive”. А вложиться в туристическую инфраструктуру, в свое будущее – уже тяжелее. Морока, денег не хватает…
– Но это же риск!
– Пора вырастать из коротких штанишек однодневных туров. Казахстан – это огромные территории. Появились компании, которые уже устраивают 3–5-дневные туры с погружениями в тему – для паломников, экстремалов-мотоциклистов, любителей экологического и культурно-этнографического туризма. Уверяю: спрос на такой продукт есть. И он будет расти. Мы проводили маркетинговые исследования. Они показали, что граждане Казахстана готовы к таким приключениям. А что на втором месте, знаете?
– Даже не подозреваю.
– Оздоровительные процедуры: наши бальнеологические курорты, массажи, народная медицина, национальная кухня, наконец! Во всех мировых туристических странах это – бренды. У нас до сих пор всё это не подняли до брендового статуса.
– Рашида, но многие страны для Казахстана закрыты. И мы к себе никого не пускаем.
– Сначала надо снять блокпосты в головах! У некоторых чиновников и у тех, кто работает на рынке туризма. Рано или поздно границы откроют. Хотя к уровню доходов 2019 года наш сектор вернется не раньше, чем через 3–4 года. Госбюджет за это время много денег потеряет. Потому что до сих пор у нас нет закона о туризме, который бы учитывал интересы всех игроков рынка и как-то регулировал его в периоды таких ситуаций, как с этим коронавирусом. Мы знаем, как и чем привлечь гостей в Казахстан. Но давайте поговорим об этом позже, когда удастся снять хоть какие-то барьеры.
АЛМАТЫ