Отмена свидетельств о смерти добавила гражданам проблем - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отмена свидетельств о смерти добавила гражданам проблем

Отмена свидетельств о смерти добавила гражданам проблем

Пилотный проект отменил выдачу свидетельств о смерти на гербовых бланках еще в октябре. Прошло уже 5 месяцев, но до сих пор родственникам умерших это нововведение добавляет лишние проблемы и продлевает хождения по многочисленным инстанциям.

  • 11 Марта 2021
  • 29881
Фото - Caravan.kz

А ведь изначально отмена бумажных свидетельств была придумана для того, чтобы во время карантина людям не нужно было ходить за лишними бумажками и справками.

Вместо похорон – очередь за справками

– В ноябре 2020 года умерла мама. В ЦОНе нам выдали электронное уведомление о смерти, пояснив, что привычные гербовые свидетельства теперь отменены. Мама еще не была пенсионеркой, поэтому мы не имели права на обычное пособие на погребение. Эту сумму нам должны были выдать из маминых накоплений в пенсионном фонде. Когда мы пришли туда, нам заявили, что деньги перечислят только при наличии свидетельства о смерти, а выданное нам электронное уведомление силы не имеет. Пришлось снова идти в ЦОН, где нас опять уверили, что бумажные свидетельства о смерти отменены. В итоге вместо того, чтобы заниматься организацией похорон, мы ходили из ЕНПФ в ЦОН и обратно. Попасть туда из-за карантинных ограничений было не так-то просто. После долгой нервотрепки деньги нам выдали, но предупредили, что остальные пенсионные накопления через полгода после маминой смерти, когда будет можно официально вступать в права наследования, без свидетельства о смерти уже не выдадут. А где мы его возьмем? – недоумевает 30-летняя семейчанка Дарина АНДРЕЕВА.

Облегчить жизнь и смерть во время карантина

Как оказалось, нововведение должно было упростить процедуру оформления смерти во время пандемии.

– Как вы знаете, во время карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции правительство принимало разные меры по исключению посещения гражданами государственных объектов. Одной из мер, принятых для этих целей, был запуск пилотного проекта по регистрации смерти гражданина в электронном виде. Вместо привычных свидетельств органы РАГС начали выдавать уведомления о регистрации смерти. Однако на практике мы столкнулись с тем, что приказ о внедрении пилотного проекта не был доведен до сведения всех заинтересованных органов. Возникли вопросы, связанные с признанием уведомления о смерти для принятия решений, в частности, при перечислении денежных средств. До сегодняшнего дня приказ о внедрении пилотного проекта не опубликован в информационной системе нормативно-правовых актов “Адилет”, – возмутился заместитель руководителя и заведующий секретариатом по этике департамента государственной службы ВКО Кайрат САПАРГАЛИЕВ.

Приказ о запуске пилотного проекта “по оптимизации процессов, связанных с регистрацией смерти” был подписан министрами юстиции, здравоохранения, труда и соцзащиты населения, обороны, национальной экономики, цифрового развития, внутренних дел.

Как получилось, что до сих пор в разных ведомствах с родственников умерших требуют свидетельства о смерти? К тому же нововведения добавили проблем и сотрудникам РАГС.

– С внедрением пилотного проекта у нас резко увеличилось количество актовых записей о смерти, потому что все уведомления стали поступать в областной центр. Даже если человек умер в районном селе, сведения поступали к нам, – посетовала руководитель отдела регистрации актов гражданского состояния (РАГС) г. Усть-Каменогорска Дамеш МЕЙРМАНОВА. – Эта ситуация нормализовалась только к февралю 2021 года. Сейчас электронные уведомления поступают по месту смерти человека. Но до сих пор немало людей просят нас выдать им гербовый бланк свидетельства о смерти, потому что этот документ требуют в банках и страховых компаниях.

Приказ есть, но его как бы нет

По словам специалистов в сфере юстиции, проблема в том, что пилотный проект по отмене бумажных свидетельств о смерти – это еще не утвержденный закон. Именно поэтому новшества до сих пор не внесены в официальный перечень нормативно-правовых актов. В итоге приказ есть, но его как бы нет.

– В официальную базу нормативно-правовых актов текст совместного приказа по оптимизации регистрации смерти не внесен, потому что это только пилотный проект. Есть кодексы и законы, согласно которым еще действует услуга регистрации смерти с выдачей свидетельства на бумажном носителе, – подчеркнул руководитель отдела департамента юстиции ВКО Сержан МУХАМЕДЖАНОВ. – Но мы уведомили все заинтересованные органы об изменениях в системе регистрации смерти.

В отделениях пенсионных фондов признали электронные уведомления тоже только через несколько месяцев после подписания приказа – к концу нынешней зимы. А вот страховые компании, нотариусы и банки второго уровня до сих пор продолжают требовать с родственников умерших бумажные свидетельства о смерти, без которых невозможно оформить наследство и получить пособие на погребение.

Несмотря на карантин, люди вынуждены гораздо больше проводить времени в разных ведомствах, рискуя заразить других или заразиться самим.

О том, что потеря близкого человека вообще не располагает к хождениям по инстанциям – можно и не вспоминать.

В Восточном Казахстане к решению проблемы подключилась межведомственная рабочая группа при департаменте по госслужбе ВКО. Ее участники написали ходатайства во все организации, которые так или иначе связаны с приемом документов о смерти. Быть может, через полгода после начала пилотного проекта о нем наконец-то узнает каждый, кто знать о таких нововведениях обязан. Почему таким просвещением не озаботились авторы приказа – вопрос, на который ответа нет.

СЕМЕЙ