"Они спрашивали о Золотом человеке": как сотрудники музея смогли защитить достояние страны от погромщиков - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Они спрашивали о Золотом человеке": как сотрудники музея смогли защитить достояние страны от погромщиков

"Они спрашивали о Золотом человеке": как сотрудники музея смогли защитить достояние страны от погромщиков

Одна из богатейших и старейших культурных сокровищниц страны, Центральный государственный музей, подверглась нападению в дни трагических событий в Алматы. Лица, устроившие хаос на улицах южной столицы, 5 часов держали сотрудников в страхе и неведении.

  • 12 Января 2022
  • 1138
Фото - Caravan.kz

Не иначе как чудом не назовешь, что при этом не был поврежден ни один музейный экспонат! Многовековое культурное наследие Казахстана, как и само историческое здание, удалось сохранить от рук погромщиков.

Центральный Государственный музей РК – один из крупнейших и старейших не только в нашей стране, но и во всей Центральной Азии. Его фондовые коллекции насчитывают около 300 тысяч единиц хранения, а начало их создания относится к 30-м годам ХIХ столетия! Здание ЦГМ РК находится в Алматы на проспекте Назарбаева, буквально в двух шагах от Новой площади, городского акимата и резиденции Президента, всех тех объектов, которые подверглись наиболее агрессивной атаке.

– Утром 5 января мы пришли на работу, события в Алматы уже начались. Было уже опасно, мы всё это слышали, как они продвигались к акимату. Я сейчас исполняю обязанности директора, потому что он в отпуске, всех сотрудников отправила домой, но оставила некоторых руководителей инженерно-технической службы и замдиректора по финансам, – рассказывает очевидец тех событий Бибигуль ДАНДЫГАРАЕВА, заместитель директора ЦГМ РК. – 7 человек остались в музее. У нас есть 2 входа, один – центральный, другой – служебный, где сидят наши постовые. У служебного входа я просматривала мониторы с наружных и внутренних видеокамер. Сначала началось движение в акимате, был пожар в резиденции Президента, затем толпа людей оказалась перед музеем.

Примерно в 16.00 они взломали центральную дверь и зашли большой группой. Сразу уничтожили наши видеокамеры.

Был страшный шум, запах гари – горели акимат и резиденция, здесь стоял такой туман, что ничего не было видно. Я бегом – к ним, вышла, тогда совсем не думала о своей жизни, безопасности, пошла навстречу и вела переговоры. Говорила, что здесь, в музее, собраны наши культурные ценности, если они уничтожат их, то уничтожат Историю. Это ценность – ваша, наша, всего народа. Нам надо сохранить наше культурное достояние. Что смогла, то и говорила. Потом их предводитель видимо, сказал всем: "Ничего не трогайте! ".

Я с ними была около 5 часов, стояла в холле, вела разговоры. Они заходили, выходили, что-то решали, потом заходила другая группа. Я распределила сотрудников по разным местам, чтобы не допускать ворвавшихся в залы. Мы также не включали свет, чтобы они не увидели собрание Золотого фонда.  Кого грабим, граждане? Что творилось в Алматы во время беспорядков

Люди сидели в одном месте, в холле, что-то решали, читали намаз, вели какие-то разговоры. Возраст составлял от 19–20 до 30 лет, все – молодые, среди них находились и женщины.

У них с собой были дубинки, арматура, ножи, бутылки с керосином. Они спрашивали о Золотом человеке, мол, где хранится оригинал, о стрелах, спрашивали, может, зал откроете, вдруг там оружие есть? Я как могла переводила разговоры в другое русло. Не знаю, что их остановило конкретно, мои ли уговоры, или то, что я женщина, или что-то еще? В общем, они остановились. Около 21.20 зашел какой-то их предводитель и приказал идти в аэропорт. И они все покинули здание музея, перед этим сказав: "Мы вернемся, вы двери не закрывайте, это наш штаб». Я промолчала, ничего не ответив. Если бы они вернулись, не знаю, что бы случилось, может, во второй раз они пришли бы уже с оружием, не хочу даже думать об этом. Это было страшное время. Вот так находилась с ними 5 часов, что смогла, то и сделала, наши отважные сотрудники выстояли до конца. Бог нас спас, мы остались живы.

У музея повреждений нет, все экспонаты – целые, только сломаны дверь, видеокамеры, в некоторых окнах видны следы пуль. Людей не трогали.

Центральный государственный музей пока еще не открыл свои двери для посетителей.

АЛМАТЫ