Преступное бездействие
После страшной аварии, которая произошла 1 июня, когда на проспекте Абая автобус, набитый пассажирами, снес патрульную машину дорожной полиции, прокуратура Алматы, можно сказать, заставила чиновников из городского акимата расторгнуть договор с таким перевозчиком.
Автобус, по словам очевидцев, несся по центральной улице города, подрезал и обгонял конкурентов. Очень знакомая история, не правда ли? Но, как правило, алматинские чиновники от общественного транспорта были глухи к многочисленным жалобам и нареканиям. Делали, например, вид, что бессильны – дескать, это же частники. В лучшем случае могли пожурить перевозчиков на совещаниях.
Неужели нужны страшные жертвы, тяжелые увечья и даже смерть людей, чтобы бастыки из управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог начали предпринимать меры по наведению порядка? Проверка прокуратуры показала, что в городе полный бардак с перевозками. Бездействие чиновников выглядит преступным.
Водители с… психическими расстройствами
В прошлом году по вине водителей алматинских автобусов произошло 114 дорожно-транспортных происшествий, погибло семь человек, 129 пассажиров получили ранения различной степени тяжести. В этом году уже зарегистрировано 27 ДТП. Водитель автобуса, следовавшего по улице Дуйсенбая, внезапно выехал с дороги на обочину и наехал на двух пешеходов, которые скончались от полученных травм. Водитель, управлявший автобусом по маршруту № 29, работал под кайфом. Накурившись марихуаны, он гонял по улицам, в то время как в его салоне находились десятки людей. При этом всем давно понятно, что перед выходом на маршрут водители частных перевозчиков проходят фиктивное медицинское освидетельствование. Так, проверяя журналы, сотрудники прокуратуры установили, что сведения о прохождении медицинского осмотра вносятся… вперед за несколько дней.
Но, как оказалось, даже пьяный или обкуренный наркоман за рулем – это “не предел совершенства” в работе алматинского общественного транспорта. Перевозить пассажиров доверяют людям с тяжелейшими психическими заболеваниями.
– Мы попросили перевозчиков предоставить списки всех действующих водителей, после отправили все данные на проверку в наркодиспансер и психдиспансер, – рассказывает старший прокурор управления прокуратуры Алматы Бауржан АБДРАХМАНОВ. – Например, выяснилось, что водитель троллейбусного парка № 3 состоит на учете с диагнозом “олигофрения”.
Как такое вообще возможно? При таком заболевании, как олигофрения, характерно не только слабоумие, но и возможны частые припадки, идет нарушение координации движений, чувствительности. Кто посадил больного человека за руль и доверил ему жизнь людей?
Бардак на дорогах начинается с высоких кабинетов
Похоже, что слабоумием страдают и перевозчики, сажающие больных людей за руль, и чиновники, которые покрывают таких перевозчиков. Ведь бардак на дорогах – это следствие бардака в чиновничьих кабинетах.
– Задача управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог – обеспечивать безопасность жизни и здоровья пассажиров, – рассказывает начальник управления по надзору прокуратуры г. Алматы Канат БАЙТЛЕНОВ. – Именно ненадлежащее исполнение уполномоченными органами своих обязанностей привело к тому, что мы имеем на дорогах. За допущенные нарушения законодательства прокуратурой привлечено к ответственности 350 лиц.
Сегодня в автомобильном общественном транспорте все отдано на откуп тендеру. И только самим бастыкам известно, каким образом, не имея элементарных условий для работы, перевозчики порой получают маршруты.
– Конкретного набора критериев, которым должен соответствовать перевозчик, нет, мы хотим добиться, чтобы все было четко прописано, а не расплывчато, как сейчас, – продолжает Канат Байтленов. – Должны быть разработаны по линии санитарно-эпидемиологического надзора требования к содержанию автобусных парков.
Сегодня автопарки в Алматы представляют собой убогое зрелище: вагончик, где якобы сидит медик, “клоповники” с десятками кроватей, где живут работники. Максимум – вырытая яма посреди двора, где якобы проверяют исправность автобусов. Зато тендер выиграли!
А может, пора наконец взять и посмотреть, подпись какого чиновника стоит под разрешением у таких горе-перевозчиков? Кто в высокопоставленных кабинетах намеренно закрывает глаза на все эти безобразия?
Вместо автобазы – каморка
В ходе проверки общественного транспорта Алматы прокуратурой выявлены факты многочисленных нарушений трудового законодательства.
Например, территория, где должна располагаться база, не соответствует элементарным санитарным нормам. Впрочем, что такое база, у многих перевозчиков – свое, особое видение. Вместо кабинета, где должны проходить медосмотр водители, выходящие на линию, – крохотная каморка. Вместо станции технического обслуживания – обычная яма, тут же – помойка. Сами водители – как правило, приезжие – размещаются тут же, в так называемых общагах, забитых кроватями. У таких работников часто нет документов – ни удостоверений личности, ни водительских прав. И им доверяют жизнь людей!
Не автобусы – металлолом…
Тендеры на популярные маршруты порой выигрывают в Алматы перевозчики, чей транспорт дышит на ладан. Такие автобусы даже не способны выехать на маршрут… Зато в договорах все прописано как надо – не придерешься.
Прокуратура установила, что слово в договоре и дело расходятся порой кардинально. Так, перевозчик, обслуживающий маршрут № 1 в Айнабулаке, выпустил в день проверки всего шесть единиц транспорта, хотя, согласно договору, на линии должно быть 14 автобусов… Маршрут № 136 должны были обслуживать в день проверки 20 автобусов, но перевозчик выпустил на линию только восемь машин. Многие перевозчики, как выяснилось, даже не имеют резервных автобусов. Хотя это тоже обязательное требование!
– При этом указанные нарушения так и остались без должного внимания управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы, – сообщили “Каравану” в городской прокуратуре. – К перевозчикам не было принято никаких мер.
Наши вопросы начальнику управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Владимиру МЕРЕНКОВУ:
Кто из чиновников вверенного вам ведомства готов ответить за жизнь людей, погибающих по вине водителей автобусов? Сколько еще нужно трагедий, чтобы был наведен порядок в работе общественного транспорта Алматы?