История одинокого 84-летнего пенсионера Александра Борисовича Т. (в материале все имена изменены), в одночасье потерявшего все свои сбережения и чуть было не лишившегося квартиры, далеко не уникальна.
Простая история
Александр Борисович сейчас даже не знает, то ли он оказался жертвой черной неблагодарности, то ли это нормальное положение вещей. Всю свою жизнь упорно и честно работал на крупных предприятиях по всему Союзу. Имел неоднократные поощрения за профессионализм и трудовые успехи. У него была крепкая семья, любящая жена, милые дети, многочисленные друзья. Казалось бы, преклонные годы он встретит, может, и не слишком богатым, но все-таки вполне обеспеченным и в материальном плане, и в плане заботы и внимания родных и близких.
Но все обернулось иначе. Вначале он развелся с женой. Потом возникло отчуждение с детьми, которое со временем все разрасталось. В конце концов повзрослевшие сыновья и дочери уехали и обосновались в далеких городах, а то и соседних государствах. И даже не звонят-не пишут. Большинство друзей Александр Борисович похоронил. А те, что еще живы, давно сами на постельном режиме. В итоге старость он коротает в одиночку. Правда, в собственной однокомнатной квартире и с хорошей пенсией. Имеет и неплохие накопления на похороны. Вернее, имел…
Кто поможет старику?
В одну из ночей у Александра Борисовича случился инфаркт. Приступы были и раньше, но до тех пор как-то удавалось справиться с болезнью самому. В этот раз без помощи уже было не обойтись. Утром старик все-таки смог дотянуться до телефона и позвонить детям старого друга – Тамаре и Марату. Они приехали, с помощью спасателей и в присутствии полиции вскрыли запертые двери. Практически спасли старика. Успели вызвать “скорую”. Потом еще и в больнице навещали, контролировали лечение.
Спустя месяц Александр Борисович выписался из больницы. Те же дети друга, Тамара и Марат, привезли его домой. Состояние пожилого человека было еще то: порой он ощущал относительный прилив сил и ясность ума, но в другие моменты все воспринимал смутно, если вообще что-либо помнил. Однако в первый же день после больницы он в знак благодарности дал Тамаре весьма значительную сумму денег, которые хранил у себя дома. “Вы на мое лечение тратились, да и еще потратитесь, – сказал старик. – Вот вам на лекарства, продукты и все остальное. Если не хватит, то еще скажите”.
Его спасители нехотя и робко взяли деньги. А потом стали происходить странные вещи.
Все для вас
В один из дней Тамара и Марат вновь приехали навестить Александра Борисовича. С ними был еще какой-то человек. Тамара вдруг начала клясться, что все будет делать в интересах пенсионера, возьмет на себя заботу и опеку над ним. “Дедушка, зачем вам за пенсией самому ходить – подпишите мне доверенность, я буду за вас пенсию получать. Мы все вам покупать будем”, – предложила она.
Старик не мог разобрать, что написано на листах. Но свою подпись поставил без всяких сомнений. Пришедший незнакомец оказался нотариусом, который все тут же как положено оформил.
Сюрпризы
Как выяснилось, старик подписал не только доверенность на получение пенсии, но и право распоряжаться накоплениями со своего банковского депозита, а также договор продажи собственной однокомнатной квартиры. Об этом он узнал спустя три месяца, когда, оправившись после болезни, смог внимательнее вникнуть в дела. Оказалось, что в своей квартире он проживает уже только как квартирант. А все “похоронные сбережения”, весьма солидная сумма, накопленная годами, сняты со счета. При этом никаких денег ни от продажи квартиры, ни из банка он не получал.
С Александром Борисовичем чуть не случился второй приступ. Он обратился в полицию. Следователи довольно быстро выяснили, что деньги со счета сняла Тамара. Она же являлась и новоявленной владелицей квартиры. Кстати, и Тамара, и Марат уже месяц, как не заглядывали к Александру Борисовичу. Пришлось их снова вызвать. Правда, встреча произошла уже в кабинете следователя.
Дарственная и мировая
В полиции Тамара попыталась заявить, что, мол, “вы же, дедушка, нам сами квартиру отписали”. Но ее прервал брат Марат. В конечном итоге примерно спустя неделю Александр Борисович подписывал новый документ – дарственную. Тамара безвозмездно дарила ему ту самую однокомнатную квартиру. Следователь предложил старику написать также заявление, что никаких претензий у Александра Борисовича больше нет. Старик на радостях подписал очередную бумагу. Потом спохватился: “А как же мои сбережения из банка?”. В ответ услышал: “Ну вы же уже расписались, что претензий не имеете. Конфликт исчерпан!”.
Сейчас одинокий пенсионер мучается вопросом – продолжать добиваться возвращения своих накоплений или позвонить Тамаре и… оформить ей наследство на квартиру.
“Второй приступ не за горами. Так ведь и позвонить будет некому”.
ШЫМКЕНТ