Ни генеральный директор единственного в Уральске монопольного предприятия по поставке тепла и горячей воды, ни главный бухгалтер данного акционерного ведомства, без ведома которых ни одна копейка, а уж тем более сотни миллионов тенге, не могли просто уплыть за границу, так и не были привлечены к ответственности. Более того, они ни разу даже не появились в суде и не дали своих показаний, просто исчезли.
Фокусы с воздухом
Между тем афера, которую провернули в марте 2014 года, принесла ее авторам сотни миллионов тенге. Как явствует из материалов дела, руководство АО “Жайыктеплоэнерго” по итогам тендера подписало договор с российской компанией ОО “Трубопромсервис” (г. Калуга) на поставку запчастей для ремонта японской турбины на уральской ТЭЦ на сумму 698 миллионов тенге. Сразу же фирме было перечислено 50 процентов этой суммы – 349 миллионов. Через полгода после долгой переписки от российского поставщика поступило пять ящиков с запчастями. Но они оказались старыми, бывшими в употреблении и вообще негодными. На разборки из Уральска в Калугу снарядили целую делегацию чиновников, которые вернулись ни с чем. Директор российской компании-поставщика в одночасье исчез. Казахстанская сторона обратилась в калужский суд о взыскании с ОО “Трубопромсервис” 349 миллионов тенге. Но так как директора компании найти не могут, то и дело зависло в воздухе.
Местонахождение неизвестно
Но кто-то же должен был ответить за срыв поставок. И вот 21 апреля 2016 года был арестован начальник отдела госзакупок ЖТЭ Бакир Каримов, который пришел на эту должность из органов финансовой полиции.
– Моего зятя арестовали только тогда, когда Киреев, генеральный директор “Жайыктеплоэнерго”, выехал за границу, – отмечает судья в отставке Надир Абдукаев, являющийся тестем арестованного.
Каримов стал главным и единственным фигурантом дела. Все остальные оказались недосягаемы.
– Непонятно, почему обвинение предъявляется моему зятю по ч. 4 ст. 176 “Хищение в группе лиц по предварительному сговору” вместе с Плешаковым, директором российской компании ОО “Трубопромсервис”, и Киреевым, генеральным директором АО “Жайыктеплоэнерго”, а на скамье подсудимых оказался только один он, – не скрывает своего недоумения бывший судья Абдукаев.
По некоторым данным, гендиректор ЖТЭ Нурлыбек Киреев выехал за границу за день до ареста Каримова, а главный бухгалтер предприятия все это время находится на лечении в Израиле. Сам же Каримов не желает брать на себя ответственность за все случившееся.
– Я не мог совершить данное преступление, так как моя должность начальника отдела не позволяла мне распоряжаться денежными средствами предприятия. Аванс более 50 процентов от суммы был перечислен главным бухгалтером АО “ЖТЭ” Жомартовой с разрешения гендиректора Киреева, – заявил подсудимый Каримов в своем последнем слове во время судебного процесса.
На прошлой неделе Уральский городской суд признал его виновным по ч. 4 ст. 176 УК РК “Присвоение или растрата чужого имущества организованной группой” и назначил наказание в виде 7 лет лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества и лишением права занимать должности в государственных органах сроком на 5 лет. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск АО “Жайыктеплоэнерго” и взыскал с Каримова в пользу предприятия 349 миллионов тенге.
Адвокат осужденного Рашид Хисаметдинов заявил, что для обжалования приговора суда первой инстанции имеется достаточно оснований.
А буквально на днях следственные органы заявили о том, что досудебное расследование в отношении Киреева по данному делу прервано ввиду того, что его местонахождение неизвестно.
Уральск