Очередная "горячая точка" преподнесла сюрпризы миротворцам Казахстана - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Очередная "горячая точка" преподнесла сюрпризы миротворцам Казахстана

Очередная "горячая точка" преподнесла сюрпризы миротворцам Казахстана

Очередная “горячая точка” уже преподнесла первые испытания миротворцам из Казахстана

  • 2 Ноября 2018
  • 44951
Фото - Caravan.kz

Самолет с опознавательными знаками ООН приземлился в Алматы во вторник поздно ночью с внушительным отставанием от графика. Вероятно, где-то на пути следования авиацию подвела погода, грозовые тучи – не шутка. Пока военные ожидали гражданский борт на своей базе в Капшагае, командиру Казахстанского миротворческого полка майору Аяну НУРКАСОВУ пришлось произвести замену.

Нескольких контрактников буквально сняли с рейса, потому что они завалили один из шести психологических тестов.

ЗАГАДКИ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

На чем именно срезались готовые к выполнению миротворческой миссии парни – загадка для всех, не только для их сослуживцев.

Дипломированные психологи из Генштаба, проводившие тестирование, секретов не выдают.

У них свои профессиональные подходы и “психологические штучки”, отмахнуться от которых не вправе даже нынешний командующий Десантно-штурмовыми войсками харизматичный генерал-майор Кайдар КАРАКУЛОВ. Он (под два метра ростом) во всех своих подчиненных “ливанцах” уверен на все сто.

– Для меня сейчас главенствующим является одно важное обстоятельство: чтобы все мои подчиненные после успешного выполнения задания в Ливане вернулись домой живыми и здоровыми, – комментирует специально для “КАРАВАНА” Кайдар Каракулов. – Чтобы их здесь все эти шесть долгих месяцев верно ждали родные и близкие, чтобы не переживали чрезмерно за них и не заставляли тем самым нервничать. Все хорошо, господа, не стоит волноваться.

Миротворцы прошли отличную теоретическую и практическую подготовку не только на наших полигонах, но и за рубежом в Центре подготовки ООН в Нью-Дели.

До автоматизма отработаны учебно-тренировочные вопросы по патрулированию, конвоированию, организации службы на оперативной базе. Два года с нашими десантниками тесно сотрудничали опытные инструкторы Индийского миротворческого контингента, проводили занятия, принимали экзамены и зачеты. В этом плане у них богатейший опыт: более семи десятков лет участия в различных миссиях ООН, более 7 000 специалистов.

Согласно мандату ООН, наша рота в Ливане будет выполнять функции исключительно по патрулированию местности и организации наблюдательных постов.

Ни о каких боестолкновениях речи не идет.

– Господин генерал, как минимум шестерых десантников в самый крайний момент все-таки вычеркнули из списка “ливанцев”. На чем они прокололись? Дисциплину нарушили злостно? Или сами вдруг не захотели отправляться на чужую войну и от командировки в “горячую точку” отказались?

– Ну, во-первых, никакой войны там сейчас нет. Обстановка в зоне ответственности Индийского батальона по всем оперативным сводкам более чем спокойная. А нам в составе именно этого контингента предстоит выполнять миротворческие задачи в Ливане. Во-вторых, трусов и отказников среди наших десантников никогда не было и не будет! И вы хорошо это знаете.

А то, что командованию приходится буквально перед отправкой производить замену личного состава, это, по мнению генералитета, совсем не говорит о слабой подготовке наших миротворцев или их некачественном отборе. Просто у столичных психологов свой взгляд на вещи, специфический.

Эти внезапные рокировки, наоборот, должны показать, что у генштабистов, всецело отвечающих за отправку миротворцев в Ливан, над всем этим сложным процессом свой тотальный контроль.

Как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть. Эта замена, похоже, и стала первым серьезным испытанием для миротворцев. У кого нервы выдержали, тот и победил. Миссия выполнима: 120 миротворцев из Казахстана в конце лета перебросят в Ливан

А потом пора бы уже уяснить всем контрактникам Казполка (особенно кому не суждено было отправиться в Ливан в этом первом потоке), что они могут осуществить свою заветную мечту и немного подзаработать в следующий раз. Уже через полгода. С учетом всех возможных ошибок и просчетов. Психологи знают свое дело, мешать им, палки в колеса вставлять или обижаться – себе дороже.

Кстати, о заработке. Все шесть месяцев участия в операции в Ливане наши военнослужащие будут получать денежное содержание в три раза больше, чем их ежемесячная зарплата на родине.

Скажем, если сержант- контрактник получал тысяч сто каждый месяц, то теперь на его банковскую карту будет падать не меньше 300 000 тенге. ООН также обязуется возместить Казахстану расходы по ставкам, утвержденным Генеральной Ассамблеей, а это 1 428 долларов США на каждого миротворца в месяц.

Кроме того, каждому миротворцу дополнительно будут выплачивать суточные в размере 1,28 доллара США в день, а также пособие на оздоровление – 10,5 доллара США. И к очередному отпуску кадровики обещают прибавить дней 15–20. За такие деньжищи и привилегии наши контрактники признались, что готовы в “горячей ливанской точке” прослужить до самой пенсии. Повариться в том слабо “кипящем котле” без замены и выходных бессрочно. С превеликим для их семьи финансовым удовольствием.

МИССИЯ В ЛИВАНЕ – НЕ ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ

Карантин перед броском в Ливан строгий, почти как у космонавтов: за несколько суток никаких контактов с внешним миром, чтобы не дай бог вирус какой вредоносный не подхватить или куриный грипп в роту не занести. Запланированные перед отправкой интервью с миротворцами – по телефону.

– Главная наша задача – миссию выполнить с честью, – говорит заместитель командира миротворческой роты Сухраб АППАЗОВ. – Мы все сейчас в ясном уме и добром здравии (улыбается). На амбразуру не станем своих ребят бросать. В боевых действиях участвовать не будем.

– И тем не менее автоматы Калашникова с собой берете. И боеприпасов у вас вон сколько приготовлено для погрузки в самолет. Не на один месяц интенсивных боев, надо полагать.

– Согласно правилам применения сил при проведении операций, только если Вооруженные силы Ливана попросят помощи у миротворческих сил ООН, то в этом случае нас, конечно же, могут направить на выполнение определенных функций.

– Значит, воевать в Ливане вам все же придется.

– В оцеплении будем стоять. В создании так называемой “коробки” по недопущению сил извне. Разводить будем противоборствующие стороны, как это делают “голубые каски” по всему миру. Предотвращать кровопролитие.

Чувствую, что офицер волнуется. Как бы лишнего чего не высказать журналисту. Просит не сравнивать миссию в Ливане с прошлыми боевыми действиями в Афганистане, где много наших парней погибло.

– Старые раны не заживают, потому народ и волнуется из-за этой отправки в Ливан, – добавляет командир 3-го миротворческого взвода Султан САРМУРЗАЕВ. – Думает, что на погибель нас посылают, но это не так. В Афгане война была настоящая, а в Ливане всего лишь миссия по поддержанию мира, и ничего более. Мы готовы к ней. И шли к этой цели очень давно, получали оценки у разных представителей ООН. Отрабатывали навыки на “Степном орле” с вооруженными силами США и Великобритании…

Отбор в миротворческие силы очень непростой. Были психологические и физические нагрузки, ежедневные тренировки. Конечно, не всем удалось пройти психологические тесты.

Командиру 3-го взвода 24 года от роду, но среди десантников он в непререкаемом авторитете. Однажды во время выполнения учебных прыжков с парашютом он спас своего сослуживца. Один из солдат случайно влетел в купол его парашюта и запутался в стропах. Обоим грозила смерть. Султан успел открыть запасной парашют и удержал товарища. Оба остались живы и даже травмы не получили. За геройский поступок Султан Сармурзаев получил из рук Президента РК медаль “Жауынгерлік ерлігі үшін”.

– Тогда я предпринял то, что было в моих силах. Запасной парашют удержал нас обоих. Я не ощущал себя героем ни тогда, ни сейчас.

Помню, что даже накричал на сослуживца, потому что на самом деле им была допущена ошибка, которая могла стоить нам обоим жизни.

А сейчас мы дружим и вместе готовимся к Ливану. И домой планируем вернуться живыми и здоровыми. Миссия – не сахар: откровения казахстанских миротворцев из Западной Сахары

АНГЛИЙСКИЙ ДО БЕЙРУТА ДОВЕДЕТ

Миротворцы все без исключения владеют английским языком. Но повышенные требования предъявляются только к управленческому звену – от командиров отделения и взводов до ротного. Первый поток возглавил нынешний командир Казахстанского миротворческого полка майор Аян Нуркасов. У него английский чистейший, без малейшего акцента.

– Целью создания миссии является подтверждение вывода войск Израиля с юга Ливана, оказание помощи местному правительству, а также содействие обеспечению гуманитарного доступа к гражданскому населению и безопасному возвращению перемещенных лиц. Временные силы ООН в Ливане (UNIFIL — ЮНИФИЛ) учреждены резолюциями Совета Безопасности ООН еще в 1978 году и являются одной из наиболее длительных миротворческих операций ООН и безопасных, – комментирует Аян Нуркасов.

Прошу его дать реальную оценку оперативной обстановке в Ливане на день вылета наших миротворцев в Бейрут и назвать имена лидера движения “Хезболлах”, Генсека ООН и президента Ливана. Причем прошу это сделать на английском языке.

Проверяю. Ротный не моргнув глазом мгновенно отвечает: мол, обстановка там стабильная, “Хезболлах” возглавляет шейх Хасан Насралла, Организацией Объединенных Наций руководит Антониу Гуттереш, а президент Ливана Мишель Аун. Перечислил ротный имена и других влиятельных людей, партий и движений, а затем коротко рассказал о самом государстве, куда им предстоит вылетать с миротворческой миссией.

Дослушал офицера до конца, не перебивая. Грамотно доложил, интересно, ни к чему не придраться. С такой подготовкой и железобетонной выдержкой, уверен, у них в Ливане все получится как надо (тьфу-тьфу-тьфу).

– Все мои подчиненные хорошо знают, что Ливан – небольшое государство, расположенное на Ближнем Востоке. Эта страна омывается водами Средиземного моря и имеет общие границы с Сирией и Израилем. Проживают около 4 миллионов коренных жителей и от 1 до 2,5 миллиона беженцев из соседней Сирии, которые населяют преимущественно приграничные районы, а также столицу страны – Бейрут.

Когда на Ближнем Востоке начался период становления халифата, в Ливан проник ислам. С XVI до начала XX века страной управляла Османская империя.

После ее распада Ливан был отделен от Сирии и находился под французским управлением в рамках мандата Лиги наций. Официальную независимость это государство обрело в 1943 году, а спустя 5 лет оно приняло участие в первой войне арабских стран с Израилем. В 1958 году в Ливане произошла первая гражданская война. Ее удалось остановить. Вторая гражданская война растянулась на 15 лет – с 1975 по 1990 год. В ходе кровопролитных конфликтов погибли свыше 150 тысяч ливанцев.

С 1976 по 2006 год на ливанской территории находились сирийские войска и дважды в страну входили силы израильского ЦАХАЛ.

С 2006 года регулярных боевых действий на ливанских землях не ведется.

ЦЕННОСТЬ МИССИИ ВОЗРОСЛА

В составе Казахстанского миротворческого полка сейчас три роты примерно по 120 человек. Первая убыла на полгода в Ливан, вторая и третья в очереди – им на замену. Тренировки и учения у миротворцев продолжатся. Расслабляться Казполку министр обороны Нурлан ЕРМЕКБАЕВ не даст – расписание занятий в Генеральном штабе давным-давно сверстано и им лично утверждено.

– В рамках работы Казахстана в Совете Безопасности ООН мы впервые запустили нашу миссию миротворцев в Ливан, – говорит постпред РК при ООН Кайрат УМАРОВ. – Это историческое событие, когда Казахстан получил возможность принять активное участие в миротворческих операциях. В ООН обратили внимание на слаженную работу нашей страны в расширении миротворческой деятельности.

Руководство организации на одном из заседаний Совбеза ООН отметило “выверенные подходы, методичное и поступательное наращивание потенциала Казахстана”, позволяющие стать нам региональным миротворческим хабом в Центральной Азии.

Сейчас повышаются требования к контингентам в плане оснащенности и подготовки, знаний языка, самое основное сегодня – это умение работать в тяжелых условиях, но при этом соблюдать права человека. И это первое новшество – инновация, и она очень приветствуется здесь в ООН.

120 казахстанских миротворцев впервые будут выполнять свою миссию в составе зарубежного батальона.

Это позволит Вооруженным силам Казахстана приобрести боевые навыки в гуманитарных операциях и проверить боеспособность, чтобы противостоять современным вызовам и угрозам. Опыт будет поистине бесценный.

АЛМАТЫ