Все чаще коллеги, знакомые обсуждают не мировые и казахстанские новости, стоимость барреля нефти, а электронный дневник.
На память сохранила бумажные дневники сына. Теперь это уже “динозавры”. Листаю за второй, третий классы. На страницах – красным-красно. Зато сколько для меня полезной информации! “Больше читать вслух”, “Принести тетради”, “Разговаривает!”, “Плохо учит слова”, “Не работает на уроках, отвлекается”, “Нет домашнего задания”, “Обзывает детей”, “Поломал ободок Аяжан”, “Не готов”, “Нет обложек”, “Провести беседу о поведении в школе”, “Бегал по школе”, “Нет сменной обуви”… За каждый урок, за поведение выставлены оценки. Я вижу, что сын получил за изложение и пересказ текста, когда сдавал анализ на яйцеглист, а когда принес красный бантик на Всемирный день борьбы со СПИДом.
Здесь же оповещения о праздниках, олимпиадах, родительском собрании. Все замечания, оценки учитель успевала писать в конце урока, во время перемены. Сама в студенческие годы преподавала в школе и носилась по классу, чтобы оставить автограф в дневниках.
Сын вырос. Поведение вместо двойки исправилось на пятерку. В WhatsApp появился родительский чат. Пришел Kundelik – национальная система электронных дневников и журналов, к ней подключено более 6 тысяч казахстанских школ.
Поколение миллениалов, которые, уж простите, на унитазе сидят в обнимку со смартфонами, планшетами, чувствует себя в них комфортно. Но даже сын, который в Сети как рыба в воде, признает: в снегопад, дождь Интернет зависает, а значит, зайти в электронный дневник непросто.
Вчера показал мне свои последние оценки. За что получил двойку по алгебре, не помнит. Думаю, обычный дневник ему бы вернул память!
Летом на встрече с министром образования алматинские педагоги говорили о том, что с введением электронного варианта теряется обмен информацией между педагогами и родителями. На что чиновник ответил: мол, дневник не является средством, которое не дает общаться классному руководителю и родителю. Наоборот, он подавлял ребенка, особенно эта коронная фраза: “Садись, два!”. А вот у знакомой по результатам новой тестовой системы сын выходил двоечником, а ведь ходил на дополнительные занятия и щелкал задачи как орешки.
Мнение учителей об электронном варианте я слышала. Нет, они не против цифровизации. Но для подстраховки, считают, лучше иметь бумажного “динозавра”.
Поговорила с родителями. У многих еще в ходу бумажный дневник, но учителя в нем не пишут ничего – вроде его нет. Кулинарный поединок в прямом эфире: родители против столовых
Интернет в школах бывает слабый, поставить оценки, дать задание сразу на уроке или после него не всегда получается. Компьютеры, планшеты есть не в каждом классе, и учителям приходится бегать в кабинет информатики. Или сидеть и заполнять электронный вариант после уроков. В идеале новая система должна была снизить нагрузку на педагогов. А получилось наоборот!
Кстати, в начале текущего года об этом говорила в своем депутатском запросе депутат мажилиса парламента Айзада КУРМАНОВА. Цитирую: “Абсурдным в вопросе внедрения Kundelik.kz. педагоги называют мониторинг посещаемости сайта, проводимый министерством образования. На его основе составляется негласный рейтинг учреждений образования регионов по активности пользователей. Поэтому педагогам приходится собирать логины и пароли родителей и самим ежедневно заходить на странички от их имени”.
Знакомая ситуация, правда? Чтобы как-то разгрузить учителей, пора уже развесить по городу социальные плакаты вроде: “А ты зашел в Kundelik?”.
“Хранение электронных журналов требует системы резервного копирования для долгосрочного хранения. На данный момент в школах страны таких условий нет. Нет также инструкций и правил хранения электронных журналов”, – говорилось в запросе.
Безопасна ли система? Депутаты так не считали и в качестве примера привели инцидент в одной из школ, когда неизвестные заменили аватарки нескольких учеников в электронных дневниках на порнокартинки.
Несколько дней сайт электронного дневника не работал из-за атаки хакеров на АО “Национальные информационные технологии”. Просто интересно, куда учителя выставляли оценки? В бумажные дневники и журналы, которых как бы нет?..
Алматы
e.koemets@mail.ru