Страшная достопримечательность
В Алматы немало примеров строительства по принципу “тяп-ляп”. Вот, например, дом № 23 по улице Гоголя, возле Центрального парка культуры и отдыха. Ему всего-то десять лет от роду. А выглядит так, будто войну пережил. Облицовочные плиты местами отлетели совсем, а кое-где свисают под балконами и окнами, обнажая стекловату, утеплитель вылез кусками. Из-за этого зимой в квартирах насквозь промерзают стены. Жители дома говорят, что их переписка с городским акиматом в течение нескольких лет (!) ничего не дала.
– Текут потолки, стены, у многих появилась плесень, – рассказывает жительница дома Лидия ЕЛЕМЕСОВА. – Мы вместе с другими жильцами писали письма в городской акимат, просили обязать строительную компанию “Арнасай Байтерек” устранить недоделки. Нам ответили: нет денег.
Другой житель дома, Антон, в подъезде показал нам заклеенные скотчем трещины на потолке:
– Как только ветер – куски внешней облицовки отрываются и падают.
Между прочим, каждая плита весит не меньше 2–3 килограммов! Страшно представить, если она упадет кому-то на голову.
А вот еще пример: дом № 225 по улице Хусаинова (застройщик – “Куат”). “Караван” уже писал в том, что на подъездах по всему периметру элитной новостройки повесили объявления с просьбой не ходить под окнами дома, не парковать здесь машины, так как может упасть фасадная облицовочная плитка. В КСК подтвердили: угроза вполне реальная. “Ревизионная комиссия решила: будем собирать средства, а потом вызывать альпинистов, но когда это будет, не знаем”, – сказали нам.
Получается, строители построили как попало, комиссия приняла в эксплуатацию, а крайними оказались жильцы?
По стенам – плесень
Муниципальные дома № 12/11, 12/6 по улице Тепличной, где получили квартиры воины-афганцы, ветераны войны, многодетные матери, – памятник разгильдяйству застройщика – АО МАК “Алматыгорстрой”. О том, что комиссия признала дом, по сути, не пригодным и даже опасным для проживания, мы писали еще четыре года назад.
– Жилье мы получили в 2003 году, крыша бежала, между стенами были трещины, полы кривые, окна с трудом закрывались, в квартирах сырость, появился грибок на стенах, – говорит жительница дома № 12/6 Олеся ПАВЛОВА. – Приходили сотрудники компании, обещали все устранить. Но замазали краской фасад – и все! Мы писали заявления в акимат, но ничего не изменилось…
Жалоб – выше крыши!
В таких случаях всегда возникает вопрос: кто виноват?
Как нам сообщили в ГКП “Управление жилья и жилищной инспекции г. Алматы”, за качеством строительства муниципального жилья должно следить в том числе и существующее при этом управлении ТОО “Алматы қаласының түрғын үй-коммуналдық шаруашылығы кәсiпорны”, в адрес которого (цитируем) “поступают многочисленные обращения от жителей, касающиеся строительства домов в целом, а также квартир. Основными замечаниями являются: отделка фасадов (трещины), протекание кровли, затопление подвальных помещений талыми водами, неисполнение строительными организациями гарантийных обязательств перед собственниками квартир по устранению недоделок”.
Кроме того, контроль за качеством построенного жилья входит в компетенцию департамента архитектурно-строительного контроля и лицензирования по г. Алматы, сообщили нам в управлении архитектуры и градостроительства Алматы.
Выходит, виновник всего городского строительного брака – департамент госархстройконтроля?
Никто ни за что не в ответе
Как оказалось, обо всех беспорядках в сфере строительства было прекрасно осведомлено Министерство регионального развития РК, к которому до этой недели относился Комитет по делам строительства и ЖКХ. На сайте ведомства мы нашли информацию, где, в частности, говорится, что сегодня завершенные объекты принимаются в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями и действующая система носит формальный (!) характер. Мол, это связано с отсутствием персональной ответственности каждого из более чем двадцати участников комиссии. Поэтому, мол, они не обеспечивают ход строительства должным контролем. Итог: множество случаев, в том числе трагических, связанных с вводом некачественно построенных объектов.
В связи с этим 1 июля 2014 года на брифинге Болат ЖАМИШЕВ, в то время министр регионального развития РК, рассказал о новом порядке приемки объектов в эксплуатацию.
Но как теперь быть с уже построенными на авось объектами? Кто будет устранять недоделки? А если случится беда – возмещать ущерб пострадавшим? Ответов нет.
Мнение
Почему у нас такой беспредел в сфере строительства и кто должен следить за качеством, спросили мы заслуженного деятеля искусств РК, президента Союза дизайнеров Казахстана Тимура СУЛЕЙМЕНОВА.
– Дефекты в строительстве я вижу каждый день, у меня же взгляд профессионала. Застройщик отвечает за качество, реализацию проекта, – ответил он “КАРАВАНУ”. – Есть госкомиссии, которые принимают здания, в них входят сотрудники ГАСКа, службы акимата, МЧС, санитарная инспекция и другие. Но в них нет представителей общественности. Нужны независимые органы, тогда будет порядок!