Ночь с ням-ням, или Как Казахстану стать туристическим центром - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ночь с ням-ням, или Как Казахстану стать туристическим центром

Ночь с ням-ням, или Как Казахстану стать туристическим центром

В то время как туристские полицейские на ломаном английском помогают гостям столицы найти достопримечательности и не заблудиться, где-то в сельской глубинке местные жители языком жестов и словом “ням-ням” объясняют иностранцам, сколько будет стоить ночлег вместе с едой.

  • 10 Июня 2019
  • 416
Фото - Caravan.kz

Слово офицера

Туристская полиция была создана в апреле в Нур‑Султане, Алматы, Акмолинской, Алматинской, Туркестанской и Восточно-Казахстанской областях. Сотрудники должны знать историю страны, государственный, русский и английский языки, а также быть примером высокой культуры и коммуникабельности. В столице пока установлено три их пункта – в районе монумента “Байтерек”, на территории ЭКСПО-2017 и на проспекте Мангилик ел. Самый большой штат – 10 человек – работает в Есильском районе, где сосредоточено наибольшее число достопримечательностей, на Алматинский район выделено 5 единиц.

Смена – с 10 утра до 10 вечера, передвигаются стражи туристического порядка на сигвеях и электрокарах. Средняя зарплата – 120 тысяч тенге.

Старший лейтенант Махмет САМИГУЛЛИН пришел в турполицию из миграционки. Он приятно удивил нас искренним желанием сделать столицу центром притяжения путешественников. А также готовностью помочь каждому из них – местному и заморскому. Как это было совсем недавно – к старлею подошли иностранные гости, специально приехавшие на игру “Барыса” и решившие увидеть АЛЖИР.

– Попросили помочь с выбором мест для посещения. И остановились на музейно-мемориальном комплексе “АЛЖИР”, что находится в 40 километрах от Нур-Султана. Мы вызвали такси, договорились, что оплата будет по возвращении. Я водителю дал слово офицера, что иностранцы рассчитаются, но при мне. Таксист отвез их до АЛЖИРа, подождал, пока они осмотрят музей, и вернулся на площадь “Байтерек”, где и получил заработанное – 10 тысяч тенге. Все довольны и полны впечатлений. Я был с ними на связи: взял их номера телефонов, номер таксиста, – рассказал нам Махмет.

К слову, такой контроль за таксистом объясним – нередко “бомбилы” на вокзалах и в аэропорту “заряжают” не знакомым с местными расценками и географией гостям поездку, например, стоимостью 100 долларов в один конец!

– Нам преподают этику, а сейчас вот из комитета туризма и эксперты разные проводят для нас курсы. Что нужно и интересно – от отеля до памятных мест. Если видим, что иностранный турист курит или пьет в общественном месте, объясняем, что это нарушение, предупреждаем, но протокол не составляем, – дополнил полицейский.

“Моя твоя не понимать”

Тем временем в селе Басши Кербулакского района Алматинской области два пилигрима из далеких земель пытались понять, что им говорит апашка, разместившая их на постой в своем доме.

– Ночь будет стоить пять тысяч тенге, – говорит женщина и показывает на пальцах сумму. – Вместе с питанием, ням-ням, – демонстрируют мне видео Артур и Марио, сетуя, что даже в южной столице они не нашли англоговорящих официантов. – Нам приходилось тыкать пальцем в нужное блюдо в меню, переспрашивать.

Артур – из Бразилии, Марио – из Канады. Казахстан – первый пункт в их маршруте по Цент­ральной Азии.

Они побывали в национальном парке “Алтын Эмель”, полюбовались Поющим барханом, ночными звездами на вершине одной из гор, пообщались с местными жителями, вкусили мясо по-казахски и отправились в Кыргызстан, дальше – на Памир. А после Таджикистана их ждет Узбекистан.

– Нам очень понравилось на вашей земле, чисто, вкусно. Правда, на дороге в Алматы полицейские просили у нас взятку – мы нарушили скоростной режим, – вспоминает Артур. – Мы были неправы, да, но сделали вид, что не понимаем, чего от нас хотят. После нескольких минут общения дорожные полицейские отпустили нас.

Богатые гиды

Трудностей перевода у гида Константина не возникает – он отлично владеет несколькими языками и востребован у приезжающих туристов. «Казахстан — это невероятно красиво» — иностранцы поделились впечатлениями об отдыхе в РК

– Сейчас хороший экскурсовод может зарабатывать в месяц до 700 тысяч тенге. Наступает горячая пора, ведь наша страна становится все более привлекательной для путешественников из Европы, Америки, Канады, – делится Константин. – Очень востребованы японскоговорящие гиды, они получают 100 долларов за день работы, а также владеющие итальянским, испанским, французским.

Я работаю в этой сфере более 10 лет, и сегодня ситуацию в части инфраструктуры, сферы гостеприимства не сравнить с тем, что было 10 лет назад.

– Да, но вам еще есть над чем работать, – включается в беседу Гульдана – гид из Кыргызстана, которая привезла в “Алтын Эмель” туристов из Европы. – Принимающие гостей хозяева порой даже постель не стелют – оставляют набор белья на кровати. У вас нет сервиса. В Кыргызстане с этим строго – к нам давно приезжают иностранные компании сферы туризма и гостеприимства, обучают местных жителей и после прохождения сертификации выдают гостевым домам звезды, они наклеиваются на дома. Потом регулярно проверяют соответствие качества услуг присвоенным звездам.

Дотянуться до звезд

Гендиректор пассажирской компании, член Ассоциации туризма Казахстана, президент Федерации спортивного рыболовства РК Роман БОТАБЕКОВ о звездах, до которых пока не дотянулись отечественные объекты, знает не понаслышке. Он “в теме” более 20 лет, развивает этно- и рыболовный туризм.

– Я разрабатываю маршруты, запускаю туристические пассажирские поезда на Алаколь, Байконур, в Туркестан, Бурабай, привлекаю гостиницы, зоны отдыха. Много денег для этого не нужно – нужно просто не мешать, – считает Роман.

Собеседник и его команда проводят чемпионаты мира по спортивному рыболовству на Капшагае, в Карагандинской области и других местах.

– По 15–17 стран мира приглашаем и сами выезжаем. Мы не наносим ущерба природе: поймаем рыбу, поцелуем и отпускаем. В Америке рыболовный туризм приносит 7 миллиардов долларов дохода, а у нас это направление не развито. В республике очень много рек и озер, которые были бы очень привлекательны для западного ценителя – Балхаш, Капшагай, Или, можно добыть очень большие трофеи, за которые иностранный турист готов платить большие деньги (при этом отпуская рыбу). А это позволит открыть рабочие места, – отмечает собеседник “КАРАВАНА”.

Параллельно Ботабеков и его команда борются с мусором и браконьерами.

– На днях в “Алтын Эмеле” был ультрамарафон (участники забега на 250 километров занимались плоггингом – сбором мусора во время бега). За день до марафона мы вместе с работниками егерской службы убирали мусор в нацпарке: пластик, бумагу, браконьерские сети, – рассказывает Роман. – А когда ты любишь родной край и не гадишь на природе, она тебя вознаградит. Я был в нацио­нальном парке Африки – там природу вообще не трогают, и она сама тебе “везет” валюту: зверь непуганый, всё чисто, туалеты есть, инфраструктура хорошая и туристов – реки.

Нашими же туалетами мы не можем похвастаться: везде – пресловутая дырка в земле. Хочу сам в нескольких нацпарках современные уборные установить.

Тем не менее перспективы развития туризма эксперт оценивает оптимистично.

– Не обязательно строить гостиницы в населенных пунк­тах, достаточно привести дом в порядок – чистая постель, хорошие продукты. Предоставь их, и турист тебе оставит деньги. И эта тема уже получает распространение на западе Алматинской области, целые деревеньки появляются с гостевыми домиками. Хорошие ожидания у меня и от Госпрограммы развития туристской отрасли на 2019–2025 годы, в которую вошли наши рекомендации. Мы озвучили, что необходимо для роста морского, горного, местного и выездного туризма. Кому bed tax, а кому и койко-сутки: как Казахстан может стать туристическим раем

Профессиональный обслуживающий персонал в стране – большой дефицит. С открытием профильного вуза эта проблема будет решаться. У меня работают провод­ники, которые из академий выходят и не знают, что такое вагон. А ведь проводник – это носитель культуры, проводник сервиса, безопасности и гостеприимства, – заключил Роман Ботабеков.

Нур-Султан