Ни одного чиновника в Казахстане не привлекли к ответственности за телефонное право - Пакирдинов - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ни одного чиновника в Казахстане не привлекли к ответственности за телефонное право - Пакирдинов

Ни одного чиновника в Казахстане не привлекли к ответственности за телефонное право - Пакирдинов

Что такое телефонное право, откуда оно взялось и почему некоторые высокопоставленные казахстанские госслужащие пользуются им так же часто, как мылом или зубной щеткой?

  • 7 Февраля 2017
  • 2866
Фото - Caravan.kz

Впрочем, спрашивать об этом у действующего чиновника – дело явно неблагодарное, поэтому я решил поговорить с бывшим госслужащим, известным юристом, государственным советником юстиции 3-го класса, судьей в отставке Мухамеджаном Пакирдиновым.

– Что подразумевается под телефонным правом?

– Законы и прежде всего Конституция Республики Казахстан запрещают государственному служащему использовать служебное положение для решения личных вопросов либо проблем других лиц или организаций. Определения “телефонное право” в законодательстве нет, а то, что народ так называет, является злоупотреблением служебным положением или превышением власти.

– Вы более 40 лет проработали на государственной службе, были прокурором трех областей Казахстана, председателем областного суда двух крупнейших регионов республики. Скажите, существует ли телефонное право сейчас?

– Телефонное право появилось, когда еще и самого телефона-то не было. Ведь не успеет возникнуть какая-то проблема, как мы сразу начинаем искать того, кто может помочь с ней справиться. А госслужащий может пытаться “решить вопрос” как по телефону, так и при помощи письменной переписки или при личном контакте. Беда в том, что все мы мало задумываемся о том, насколько законна наша просьба, хотя в большинстве случаев знаем, что она незаконна.

– Ну а что же госслужащий?

– Его поведение напрямую зависит от личности того, кто обращается с просьбой. Если это вышестоящий руководитель, то просьба превращается в указание или поручение. При этом обращение маскируют, говорят: “посмотри по закону и реши по справедливости”. Очень часто госслужащему приходится выслушивать просьбы от родственников, друзей или знакомых.

– Но ведь закон запрещает госслужащему контактировать с теми, кто пытается повлиять на его решения?

– Да, но на практике эти контакты носят скрытый характер. Запретить госслужащему общаться с сослуживцами, родственниками, друзьями, знакомыми или с начальством невозможно. Главная опасность таких нарушений в том, что они совершаются из корысти и фактически телефонное право – это механизм для совершения коррупционных преступлений.

– Скажите, на вашей памяти за телефонное право кого-то посадили?

– Нет, ни одно должностное лицо органов власти за это к уголовной ответственности не привлекалось. И хотя закон обязывает госслужащих сообщать о попытках склонить их к совершению коррупционного правонарушения, такие сигналы от них поступают крайне редко.

– На вас самого влияло телефонное право сверху и пользовались ли вы им в отношении подчиненных работников?

– Работая в системе госслужбы, я, безусловно, являлся частью этой системы. Соответственно приходилось выполнять различные приказы и поручения руководства. В свою очередь, телефонное право применялось мною в отношении нижестоящих по службе работников. Одним словом, подобное было и есть в государственной службе. Все сказанное, конечно, имеет место и в сфере бизнеса, с той лишь разницей, что там практически отсутствует ответственность, поскольку все списывается на предпринимательские взаимоотношения. При этом хочу отметить, что большинство госслужащих честно выполняют свой долг.

Алматы