Истории приезжих
Трудовые мигранты вместе со своими семьями угодили в незавидное положение – на карантине, да еще и на чужбине. Всего за апрель и май один только ОФ “Родник” оказал гуманитарную помощь 513 гражданам Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Молдовы и России, среди них – студенты и дети (271).
– Мигранты приезжают семьями. Граждане Кыргызстана в основном здесь работают на барахолке. Из Таджикистана – в строительном бизнесе, а также на рынках, базарах. Из Узбекистана – тоже задействованы в строительстве, кафе, лепешечных цехах. Молдаване и россияне (в основном это этнические молдаване) занимаются частным извозом, торговлей, – рассказывает руководитель общественного фонда “Родник” Нина БАЛАБАЕВА. – В рамках проекта был случай: одна семья из Узбекистана не смогла выехать на родину, в Алматы у них родился ребенок. Они подключили всех родственников, те помогли оплатить затраты, связанные с родами. Но потом, естественно, появилась большая потребность в детском питании и памперсах. И это, вы же знаете, сколько сегодня всё стоит, мы им приобрели. Есть таджикская семья: у молодого человека – офтальмолога должна была быть в Алматы стажировка, а в перспективе он планировал открыть здесь кабинет, приехал с семьей, и случился карантин. А жена – к тому же в положении, должна в июне рожать. Как только родит, начнется денежный отсчет. Как помочь этой семье? Он приехал работать, но в силу обстоятельств не зарабатывает ничего и не имеет возможности покинуть территорию Казахстана. Сейчас мы передали эту информацию в МОМ (Международная организация по миграции. – Ред.) Таджикистана.
У нас также есть 5 граждан Молдовы, у которых паспорта не в порядке. Им будем помогать дополнительно, уже передали эту информацию в посольство Молдовы. Прорабатывается вопрос на уровне МОМ и посольства о транспортировке их на родину, как только закончится карантин, потому что у них нет возможности самостоятельно оплатить билет. То есть накормить – накормили, но вопросы по документам у нас тоже стоят на повестке дня.
Выиграли грант и помогли
Темой миграции и жертв торговли людьми ОФ “Родник” занимается давно, поэтому, как только в стране был объявлен режим ЧП, организация стала искать способы помочь приезжим.
– Никто ведь не знал, что будет карантин, и многие вынужденно остались в Алматы, в том числе мигранты, без возможности выехать на родину, – комментирует Нина Балабаева. – В рамках сотрудничества с Международной организацией по миграции мы начали оказывать помощь сначала тем, кто звонил нам, рассказывал о своей сложной жизненной ситуации. Сначала сотрудники МОМ собрали деньги и передали нам, а мы закупили продукты.
Затем фонд “Евразия Центральной Азии” в партнерстве с компанией “Шеврон” объявил конкурс грантов по проекту экстренной помощи “Qolda” с целью минимизации негативного влияния карантина на население для поддержки НПО, благотоворительных фондов и волонтеров, ОФ “Родник” выиграл один из этих грантов. И на эти средства продолжил оказывать помощь мигрантам в южной столице. "В Казахстане уровень жизни выше": политолог о том, почему мигранты стали выбирать Казахстан, а не Россию
– Надо отдать должное, все решения принимались быстро, с учетом экстренной ситуации: после объявления итогов тут же был заключен договор и перечислены деньги. У нас уже был некий анализ по мигрантам из Средней Азии в городе Алматы, поэтому ставку сделали на них. Мы работаем с консульствами, этнокультурными центрами, куда сразу обратились за списками особо нуждающихся. Ведь любой человек, который оказался в кризисной ситуации в чужой стране, – естественно, будет искать свою дипмиссию.
“Они не выброшены на обочину”
В итоге в рамках гранта ОФ “Родник” смог оказать гуманитарную поддержку 328 (из них 193 ребенка) гражданам Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Данная помощь должна облегчить пребывание мигрантов в нашей стране, без того обремененных тратами на аренду жилья.
– На самом деле наши граждане могут получить социальную выплату, им могут помочь акиматы – у них есть списки многодетных, малообеспеченных, бизнес-структуры отзываются на призывы о поддержке, а мигранты оказались только в поле зрения своих диппредставительств, – продолжает Нина Балабаева. – В акциях участвовали генконсульства Узбекистана, Кыргызстана, этнокультурные центры Таджикистана – они помогли в организации процесса. Мы буквально в авральном режиме отработали в мае: закупали, формировали пакеты, развозили. Пытались соблюдать социальную дистанцию, но не всегда это получалось.
Знаете, тяжело, когда люди говорят, что им нечего есть…
Мы их не обували, не одевали, только обеспечивали продуктовыми наборами и средствами защиты и гигиены. Единственный момент – продукты через какое-то время закончатся, а что дальше? Мы поговорили с генконсульствами, они сообщили, что будут задействовать внутренние ресурсы, искать возможности, чтобы поддержать своих граждан, а потом отправить их домой. Мигранты также находятся в поле зрения МОМ, они не выброшены на обочину, просто ждут окончания карантина для возвращения на родину.