Основные задачи – демонтаж и утилизация
Одна из казахстанских организаций, работающих на Байконуре, – государственное предприятие “Инфракос”, созданное в 1996 году. Ему дано исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность на базе объектов и имущества комплекса “Байконур”. Основные задачи – обеспечение сохранности и рационального использования объектов комплекса, не арендуемых россиянами, а также разработка и реализация проектов конверсии указанных объектов.
– Приняв имущество, подлежащее списанию, мы производим его демонтаж и разборку, – говорит руководитель “Инфракоса” Даулет НУРУМБЕТОВ, выпускник Московского авиационного института, после окончания которого он уже почти 20 лет работает на Байконуре. – Также принимаем участие в подготовке предложений по порядку списания и утилизации объектов, не нужных для дальнейшего использования. Если еще несколько лет назад доходы от реализации материалов списанных и утилизированных объектов были основными, то сегодня одним из главных пунктов получения дохода являются строительно-монтажные, подрядные и ремонтно-восстановительные работы. Нами проводятся мероприятия по очистке территории от инертных строительных отходов.
“Инфракос” является учредителем предприятия “Инфракос-Экос”, которое осуществляет работы по экологическому сопровождению пусков ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет – “Протон-М”, МБР РС-20, “Союз-2”.
Люди относятся с недоверием
К сожалению, ракетно-космическая деятельность наряду с позитивной отдачей характеризуется риском аварийных ситуаций, ежегодно до 7 процентов запусков космических аппаратов в мире завершается аварийным исходом. Один из них, который жителям Приаралья не забыть, – падение “Днепра”.
27 июля 2006 года на 73-й секунде полета рухнул российский ракетоноситель “Днепр” с выводимыми на орбиту 18 спутниками, в том числе с первым белорусским спутником “БелКА”. Фрагменты головного обтекателя упали в 45 км от места старта, головная часть – на удалении 90 км, падение связки первой и второй ступеней произошло в 150 км от старта, в 35,5 км юго-западнее аула Жанакала (ныне Комекбаев) и 43 км юго-западнее аула Куандарья.
В связи с аварийным запуском была принята программа экологического мониторинга пострадавших территорий. В ее реализации участвовали 11 казахстанских институтов и пять российских научно-исследовательских предприятий. Отобрано более полутора тысяч проб почвы, воды, растительности, воздуха и биоматериалов. В результате исследований опасный гептил в объектах внешней среды не обнаружили, определена положительная динамика в снижении уровня загрязнения почв. Впрочем, к оптимистическим заявлениям экологов жители территорий, прилегающих к космодрому, относятся настороженно.
– У населения остается “космофобия”, – признает директор “Инфракос-Экос” Жайлаубай ЖУБАТОВ. Между тем для создания двух стационарных и одной передвижной лабораторий и дооснащения базовой лаборатории в Алматы выделено 280 миллионов тенге.
“Космические интересы могут разойтись”
В последнее время жителей Байконыра волнует судьба казахстанско-российского предприятия “Байтерек” по строительству комплекса для запуска ракет-носителей “Ангара”. Хотя Россия не дала официального ответа на запрос Казахстана о намерении строить комплекс на базе ракеты-носителя “Ангара” на своей территории на космодроме “Восточный”, об этом сейчас говорится много. Пока же глава Роскосмоса Владимир ПОПОВКИН заявил, что Россия заинтересована в “Байтереке”, потому что космодром Плесецк, где тоже строится площадка для “Ангары”, не позволяет обеспечивать вывод тяжелых спутников на геостационарную орбиту. В свою очередь зампредседателя национального космического агентства “Казкосмос” Мейрбек МОЛДАБЕКОВ говорит: “Если российская сторона будет строить космический ракетный комплекс на базе ракеты-носителя “Ангара” на “Восточном”, то Казахстану нет смысла строить комплекс “Байтерек”. Строительство “Ангары” на “Восточном” означает, что интересы Казахстана и России в области космической деятельности могут разойтись”.
– С 2004 года стоимость комплекса “Байтерек” увеличилась с 223 миллионов долларов до 1,36 миллиарда. Нужно всем подумать, нужен ли такой проект, если он не будет даже сам себя окупать, – заявил в конце 2011 года глава Казкосмоса Талгат МУСАБАЕВ.
Владимир Поповкин оценивает затраты на “Байтерек” уже в 1,6 миллиарда долларов:
– Мы подсчитали, провели технико-экономическое обоснование… Эта сумма вполне обоснованная. В соответствии с соглашением плату должна делать казахская сторона.
По мнению Талгата Мусабаева, удивителен факт, что со времени подписания договора Россия не несла никакой ответственности, тогда как Казахстан исправно вкладывал в “Байтерек” средства. Сначала создание комплекса планировалось в 2013 году. В январе 2011-го строительство перенесли на 2015 год. Сейчас вообще стоит вопрос о целесообразности проекта.
Орбитальные… водительские удостоверения
Как бы ни сложилось все в дальнейшем, космодром продолжает функционировать и остается самым крупным в мире. На следующей неделе кызылординцы будут отмечать День космонавтики, напомнят друг другу памятные истории – и веселые, и не очень.
Не многие знают, например, об истории, связанной с Талгатом Мусабаевым. По давней традиции дублеры основного экипажа встречаются с личным составом милиции Байконура. На такой встрече с космонавтами Мусабаевым и Батуриным начальник УВД полковник Александр Васильев задал вопрос: “Есть ли у вас удостоверения на право управления космическим аппаратом, аналогичные правам на управление автомобилем?”. Космонавты только пожали плечами, и, пока они общались, было дано поручение изготовить бланки, один в один похожие на водительские удостоверения. К категориям А, В, С, Д, Е была добавлена… категория КА – разрешение на управление космическими аппаратами. Эти удостоверения за номерами 000001 и 000002 вручили на стартовой площадке Байконура. Они были как самые что ни на есть настоящие.
Кызылорда – Байконыр