Коронавирус свирепствует во всем мире! Народ ринулся к турагентам, у которых заказывал поездки, – верните деньги. А те в ответ разводят руками: ваши деньги не у нас, а у туроператоров.
Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА пару недель назад в интервью “КАРАВАНУ” сказала, что отказы от выкупленных поездок и отмена авиарейсов приведут к массовому закрытию туристических компаний. В лучшем случае их работников отправят в отпуск без содержания. Потому что “уже никто никуда не летит”. Что с летним и осенним сезоном – вообще неясно.
Кто пролетел на самом деле
По словам директора туркомпании “Ardak Travel” Земфиры ТАТАРОВОЙ, ситуация близка к катастрофе:
– У нас только по марту зависло около 60 тысяч долларов по декабрьским и январским договорам с клиентами (и это только одна компания!) – они должны были вылететь на отдых в Египет и Эмираты. Мы всё бронировали до 16 марта, когда нам сказали, что надо остановиться.
– А ваши клиенты новости не читали, что в мире происходит?
– Я сама прилетела из Египта 12 марта. В аэропорту Шарм-эль-Шейх уже было дикое столпотворение граждан Украины, Казахстана, Италии… Все друг другу в затылок дышали. Когда вернулась домой, изолировала себя и свою семью. Никуда не выходили 14 дней. Все мы здоровы… Никто из моих коллег не думал, что нам так внезапно закроют вылеты. Почему нас, турагентов, не предупредили заранее? Нам же надо как-то людям объяснять, что делать?
– И что именно?
– О-х-х… Народ приходит и требует возврата денег. А мы их вернуть не можем. Потому что зарабатываем только на процентах от договоров – 5–10 процентов от стоимости поездки. Все деньги у операторов, которые уже оформили перелеты, отели и так далее. Они предлагают только переносить даты вылета. А на какие? Никто же не может точно сказать, как долго продлится этот режим чрезвычайного положения. Кстати, уже в феврале туроператоры начали менять договоры с агентами. То один пункт поменяют, то другой. Значит, что-то знали, а?.. Но клиенты уже сейчас требуют от нас возврата денег, хотя мы только посредники между ними и операторами. Как я могу убедить человека перенести отпуск с мая на сентябрь, если у него всё было запланировано заранее? При этом туроператоры нам сообщили, что никаких денег мы пока не увидим. Потому что такая ситуация – всемирная инфекция.
– Форс-мажор!
– Но крайними-то все равно мы остаемся – уже по уши в долгах! Неустойки и штрафы выколачивают из нас. А туроператоры тут ни при чем?
– Земфира, вы же по факту еще ничего не потеряли?
– Пока нет. Даже если туристы подадут на меня в суд, отсудят только те копейки, которые прописаны в моих договорах с операторами. Я-то свою работу выполнила честно и полностью. С операторами, у которых маржа куда больше, мои клиенты судиться не могут: не с ними же они (вздыхает) договоры подписывали.
– А если все-таки подадут?
– Тогда капец! Если им удастся вернуть как-нибудь деньги – это долгая история. И не знаю, в полном ли объеме вернут. Потому что суды будут в Талдыкоргане. Юристу отдай 40 тысяч тенге за составление иска, плюс дорога туда-сюда, плюс несколько рассмотрений-заседаний. Я, как юрист, вижу другое развитие ситуации – вплоть до применения Уголовного кодекса по отношению к тем, кто спровоцировал ее. Потому что, если операторы что-то знали, это можно расценивать как мошенничество. Деньги же принимали? И понимали, что вернуть не смогут? Все мои работники сейчас в отпусках без зарплаты. Я и сама дома сижу – нет работы, нет заявок, нет предложений…
Без паники!
Директор компании “Ель Тур” Айжан КАРИМОВА считает, что между турагентами и туроператорами пока сейчас никакой войны нет:
– Пока в стране действует режим чрезвычайного положения, говорить о том, кто и сколько кому сейчас должен, рано. Невозврат денег? Есть вариант сдвинуть даты выезда. Операторы, кстати, предлагают клиентам другие направления по такой же цене. Мы это понимаем.
– А если кто-то откажется и потребует вернуть деньги?
– Люди могут подать иск в суд. Но я бы не хотела доводить отношения до этого. Всегда можно договориться. Хотя, если говорить честно, наш рынок уже давно перегретый: слишком много непрофессиональных агентов вылезло. В этой ситуации пострадали все: операторы, агенты, авиаперевозчики, сами туристы. Кстати, я тоже дома сижу как безработная.
– И?
– Надеюсь, что в мае всё откроется. И, наверное, после этого наш туристический рынок очистится от недобросовестных игроков.
АЛМАТЫ