Про скептицизм масс
В Алматы прошла международная конференция “Наука о землетрясениях и их рисках в Центральной Азии”. Ее участники говорили о том, как наладить связь между наукой, общественностью и властью. Ученые с сожалением констатировали, что сегодня среди граждан преобладает скептицизм, причем небезосновательный. Ведь выросли целые поколения, которые не знают, что такое разрушительное землетрясение. Да, они знакомы с различными природными катаклизмами, но сами землетрясения кажутся им чем-то далеким, примером из истории. Потому что люди никогда этого не переживали сами. При этом кандидат геолого-минералогических наук Александр СТРОМ из России не советовал бы казахстанцам слишком апеллировать к опыту Японии.
– Мы забываем, что каждое поколение Японии пострадало от нескольких сильных землетрясений и стихийных бедствий, ими вызванных. К сожалению, это не случай для Казахстана или любой страны Центральной Азии. Последний раз в Алматы страдали от разрушительного землетрясения более ста лет назад. Поэтому я не думаю, что мы можем легко перенести японский стиль и опыт на этот регион, где землетрясения случаются гораздо реже.
– Наука о землетрясениях развивается скачкообразно: от сильного землетрясения до следующего сильного землетрясения между ними происходит спад, – говорит Танаткан АБАКАНОВ, директор Института сейсмологии МОН РК. – Землетрясение произошло, сразу активизировались общество, власти, ученые, сейчас в Казахстане происходит спад внимания властных структур к сейсмологическим проблемам. Но тем не менее мы стараемся, несмотря ни на что, инициировать и приводить в чувство наших коллег со стороны властей. Конечно, в Казахстане землетрясения довольно редки, поэтому расхолаживается и население, и соответствующие структуры.
Сейсмо-безопасность – в наших руках
Идея прогнозирования землетрясений по-прежнему интересует ученых, но сегодня они говорят о том, что уже нет необходимости предсказывать точное время этого явления, для того чтобы существенно снизить его последствия. Нужно больше вкладывать в образование и осведомленность населения. И начать стоит с молодого поколения казахстанцев, так как, отмечают специалисты, “с взрослым населением работать весьма трудно”.
Гость из Гонконга Тим СИМ посоветовал обучать детей и не ждать, пока они вырастут. Через детей можно выйти и на родителей, и на старшее поколение. Семья должна знать, как вести себя до, во время и после землетрясения. И тогда действительно можно спасти много жизней. Необходимо разработать конкретные программы по повышению осведомленности, которые должны работать для различных социальных групп. Активно использовать ТВ, радио и Интернет, проводить школьные тренинги для улучшения доступа к информации.
– Много говорили, возможно ли прогнозирование и так далее… Если я скажу, что в течение следующих 1000 лет возле Алматы произойдет сильное землетрясение, – буду прав на сто процентов, – говорит Канатбек АБДРАХМАТОВ, директор Института сейсмологии НАН Киргизской Республики. – Кто думает иначе, прошу бросить в меня камень. Поэтому, когда мы говорим, что прогноз невозможен, стоит уточнять – невозможен краткосрочный прогноз, а среднесрочный – с какой-то долей вероятности возможен, а что касается долгосрочного, то здесь сейсмологи никогда не ошибаются. Нужно сказать, что сейчас в мире развивается вероятностный подход. Когда нам говорят, что с вероятностью в 92 процента в определенном месте в течение ближайших 30 лет возможно землетрясение, тогда перед нами, как перед жителями, стоит вопрос, нужно ли рисковать или лучше выбрать место поспокойнее. Вы уже подумаете, строить на этом месте жилье или нет. И за свой выбор вы берете ответственность.
Также среди мероприятий, которые могли бы снизить ущерб от стихии, были названы передача и распространение карт с тектоническими разломами города среди жителей.
– Я считаю, эти карты нужны не только строителям, но и простым людям, – сказала Наталья МИХАЙЛОВА, руководитель Казахстанского национального центра данных. – Люди строят жилье, покупают, меняют его, и, конечно, им нужно знать, какая может быть интенсивность, где проходит разлом. Этой информации у них нет.
Я часто получаю письма от совершенно незнакомых людей, которые собираются строить дом, спрашивают, где какая балльность ожидается. Думаю, что хорошо было бы, если бы было создано такое приложение для мобильных телефонов, где человек мог бы набрать координаты места, где он хочет строить. И узнать, удачное ли место он выбрал, вдруг там может быть 9 баллов. То есть он получит для себя ту информацию, которая нужна для повседневной жизни.
Алматы