Если бы они вместо этого тогда занялись развитием дистанционной формы обучения в стране, им бы не пришлось сегодня разгребать весь воз проблем, говорит мужчина.
Школа – не тюрьма!
Имя Юрия Кузина прозвучало на всю страну в 2014 году, когда он отказался водить своего ребенка в школу. Кузин тогда назвал существующую систему образования не иначе, как тюрьмой, в которой есть надзиратели и противоположная сторона – дети и их родители, без возможности сделать шаг вправо или влево. Сюжет по телевидению, где мужчина подробно рассказал о своем видении проблем в образовании, стал началом “травли”, которой, по его словам, подвергалась вся его семья в течение многих лет. Почему, например, говорил он, во всем мире дистанционное образование имеет право на существование, а у нас в стране нет, несмотря на то, что в Законе об образовании было черным по белому прописано, что такая форма обучения допустима.
– У нас шестеро детей, сейчас трое из них – школьники. В 2014 году мы пошли в отдел образования и попросили дать нам возможность обучать детей на дому. В семейном кодексе сказано, что родитель имеет право выбора формы обучения своего ребенка. А в Законе об образовании перечислены все эти формы, включая дистанционное, заочное и экстернат. Но нам сказали, что выбор относится только к высшему образованию. Оказалось, закон не работает. На тот момент не было подзаконных актов, которые регламентировали бы дистанционное образование. Никто не знал, как это делать. В результате дети остались дома. Мы не водили их в школу, зато активно посещали кружки и секции.
Однажды в поликлинике, куда мы обратились за справкой для секции, нашу дочь Раду спросили, в какой школе она учится, и она ответила: “ни в какой”. Там сделали круглые глаза и отправили сигнал в отдел образования.
Включилась репрессивная машина, к нам стали посылать учителей, которые требовали водить ребенка в школу. Потом пришел участковый.
Но мы стояли на своем. Почему во всем мире дистанционное обучение есть, а у нас оно только на бумаге?
Мы на тот момент часто путешествовали и уже были известны в стране, как семья, которая с детьми покоряет горные вершины, колесит по экзотическим странам. Поэтому наш конфликт с министерством образования привлек общественное внимание. Я дал интервью, где назвал школу “тюрьмой”, а ребенок не может даже выйти в туалет без разрешения “хозяина”. Тема тогда вызвала общественный резонанс, потому что проблемы в традиционном образовании у всех были на слуху. Почти в каждой второй семье могут рассказать вам о школьных конфликтах: либо ребенка травят в коллективе другие ученики и учитель не может или не хочет исправлять ситуацию. Либо сам педагог вымещает свои комплексы на детях, ломая их психику. И родители, как в западне, даже не знали, что можно эту систему сломать и вырваться оттуда.
Во многих школах уровень знаний стал очень низким, это еще одна причина, по которой части общества импонировала моя точка зрения.
Нам решили преподать урок!
– Система образования повела себя с нами жестко. – рассказывает Юрий Кузин. – Чиновники не пошли нам навстречу. Напротив. Нас пытались сломать в агрессивной форме. Была создана комиссия по делам несовершеннолетних, и началась публичная порка: там сидели медик, полицейский, какие-то эксперты и один педагог. Никто нас не слушал, нас практически называли врагами своих же детей, сказали, что они растут дикими, как в лесу. В результате школа подала в суд. Давили морально очень сильно, хотели использовать против нас статью по несоблюдению родителями своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. То, что мы занимаемся с детьми индивидуально, уделяем время, учим их, – все это оказалось неважно. А важно только, чтобы ребенок определенное время ежедневно проводил в школьных застенках! Сказали, что нас обложат штрафами, а после лишат родительских прав.
Потом случилось чудо, и вдруг поменяли судью. С нами начали разговаривать.
И мы пришли к компромиссу – подали документы в школу, но нам позволили не ходить на занятия. Договорились, что будем присутствовать только на экзаменах.
Но вскоре о договоренностях забыли. И мы вынуждены были собраться и всей семьей уехать в Индию, фактически сбежали от системы образования. Этот шаг позволил нам остаться законопослушными гражданами и сделать все по-своему.
Дело в том, что при переезде в другую страну учиться дистанционно всё же можно. Как всё происходило? Мы получали задания, выполняли их и отсылали педагогам, они проверяли. Позже мы уехали в Кыргызстан. Там нашли школу с дистанционным обучением. Потом была московская школа. В общем, все эти годы мы кочевали по разным странам в поисках возможности самим обучать своих детей.
В России оказалось, что система домашнего дистанционного образования работает отлично. Там сотни тысяч детей так учатся, отработана схема раздачи заданий, проверок, контроля знаний. Вся школьная программа уже давно переложена в современный формат интерактивных уроков. С аудио-, видеозанятиями, играми. Там всё это настроено, потому что все эти годы они занимались развитием дистанционного образования. У нас же была борьба с такими непослушными, как мы. Почему переход на дистанционное обучение расшатал нервы родителям и детям — педагог и психолог
Теперь, когда возникла ситуация, что вся страна вынуждена была в считаные недели переходить на новый формат обучения, произошла катастрофа. Ни учителя, ни чиновники от образования оказались не готовы. Начали предприниматься панические шаги с попытками наладить работу хоть как-то.
Тысячи детей из-за этой оплошности взрослых упустили целый пласт знаний. Конференции по 10 минут в зуме, обрывки заданий через ватсап – вот и всё обучение…
Как родителю стать учителем
– Одна из причин, почему мы не пошли по пути традиционного образования, – то, что у нас дети ходили в разные секции, кружки, у нас не было времени просиживать в школе. Ведь, если честно, 80 процентов занятий – это протирание штанов, ребенок порой даже не понимает, что ему рассказывают, – говорит Юрий Кузин. – В переполненном классе никто не станет объяснять предмет индивидуально. Нам удавалось пройти недельную школьную программу за один-два дня без стрессов и в удобное для нас время.
Лучше, чем родитель, ребенка не знает ни один учитель. Поэтому обучение детей родителями более эффективно. И не стоит этого бояться.
Некоторые говорят: я не знаю, я забыл школьную программу. Но мы живем в эпоху Интернета и доступа к информации. Этот вопрос вообще не должен напрягать.
Другой важный момент, который должны осознать все родители. Что жизнь изменилась, а вот система образования никак не поспевает под новые реалии. По крайней мере, у нас в стране. В прошлые эпохи воспитывались “винтики”, которые должны были слаженно работать в огромной государственной машине. Сегодня, в постиндустриальную эпоху, важна индивидуальность, требуется креативный нестандартный подход к решению вопросов. Важно самообразование, умение находить информацию.
Активная роль должна быть отдана ученикам, они не могут просто раболепствовать своему ментору, учителя становятся координаторами, а не надзирателями. Поэтому не стоит бояться вынужденного перехода на дистанционную систему образования.
Возможно, это шанс изменить систему к лучшему. Найдите в этом плюсы. Вы сами можете дополнить программу, использовать время для получения именно тех знаний, которые важны вашему ребенку. Если он учит английский, дайте ему больше часов на этот предмет. А чиновникам нужно изменить формальный подход к образованию, а не просто перекладывать старую программу в режим онлайн. Сегодня всех распустили по домам, но принцип остался прежним. Не успел показаться в зуме – пропуск, снижение баллов. Система “галочек” продолжает действовать. А это путь, который ведет в тупик.
АЛМАТЫ