Чиновники и бизнесмены придумывают все более изощренные способы демонстрации своих доходов. Если золотая молодежь соревнуется, у кого круче автопарк, выставляя напоказ новые модели своих “железных коней”, то их отцы испытывают сильную тягу к лошадям и всему, что с ними связано. Конюшни стали новым старым увлечением состоятельных лиц. Но редко кто из них готов выставить напоказ дорогих сердцу и кошельку скакунов. В основном боятся не дурного глаза, а потерять своих питомцев.
Наш корреспондент попыталась выяснить, у кого из VIP-персон конюшня лучше всех.
От самого Ага-хана
Лучшим лошадям – лучшее содержание. Этим правилом руководствуются все владельцы дорогих элитных скакунов. Конезавод экс-министра туризма и спорта Темирхана ДОСМУХАМБЕТОВА считается одним из самых больших на постсоветском пространстве. В элитной конюшне содержится 130 лошадей различных пород, собранных, можно сказать, со всего света.
– Прекрасные скакуны Демос, Марлини, Манчестер были куплены в Европе, являются хорошими производителями, дали многочисленное потомство, – с гордостью рассказывает конюх Досмухамбетова. – Вот знаменитый Фракасан, к примеру, завезен из Франции, был куплен в самой знаменитой конюшне Ага-хана.
По своим размерам владения Досмухамбетова, пожалуй, также не уступают конюшням заморского наследного принца. Имеется огромный крытый манеж с естественным освещением, на котором проводятся не только круглогодичные тренировки, но и крупные международные соревнования по конкуру. В комплекс входит и школа верховой езды, где бесплатно проводится иппотерапия для детей, страдающих ДЦП.
Для Досмухамбетова, как поясняют его знакомые, коневодство не является бизнесом:
– Он их держит для души, не продает лошадей, в основном дарит.
Женщины и лошади требуют много денег
Лошади, как женщины, некрасивых не бывает, они требуют больших денежных затрат, уверен олимпийский вице-чемпион по вольной борьбе, депутат мажилиса Ислам БАЙРАМУКОВ.
– Конный спорт – это удел богатых, к коим я себя не отношу, – рассказывает спортсмен. – Мало того что ты купил лошадь, ты еще должен ее содержать: а это конюх, корма и все остальное, непредвиденные обстоятельства различные. Когда лошадь болеет, фармакология очень дорогая. Поверьте, все очень затратно. Но если подойти с умом, в первую очередь как к виду спорта, можно получить хороший результат. Очень важен, например, тренер, который будет готовить лошадь. Он у тебя царь во всех отношениях. Кто как относится к своему животному, видно по внешнему виду. Говорят же: некрасивых женщин не бывает, бывают неухоженные. То же самое и с лошадьми.
В конюшне борца имеется пара десятков породистых лошадей. Самые любимые скакуны Байрамукова – Май Мун Мубарек (в переводе – “моя благословенная луна”) и Солар Рейсер, не раз приносившие своему хозяину призовые места на скачках.
“Надежные как танк”
Тесно связывает лошадей и Азата ПЕРУАШЕВА не только скакун, изображенный на символике возглавляемой им партии “Ак жол”. В конюшне политика можно встретить жеребцов ахалтекинской и английской породы.
– У меня лошадей немного, но, как говорится, сколько есть – все свои, – рассказывает Перуашев. – Казахские породы тоже есть, например жебе. Имеется даже парочка шотландских пони для детей. Но мне больше всего нравится казахский жебе, иноходец Бозжорга, хотя он с виду и не такой красавец, как, например, туркмен Айкаска. Он у меня серый в яблочко, с ровным, уверенным ходом. С норовом, если дать волю. Ревнивый, не дает никому опережать себя, бывает агрессивен в такой ситуации. Не очень быстрый, но сильный и выносливый на дальних дистанциях. Если набрал скорость – будет весь в мыле, но сам не остановится. В общем, хороший и надежный как танк. В нашей семье практически все ездят на лошадях, включая маму, которой пошел 80-й год. Она еще в молодости, будучи агрономом совхоза, объезжала поля верхом. Дети тоже любят кататься, хотя это бывает нечасто. Поэтому обижаются, если я вдруг не взял их с собой на конную прогулку.
За своих породистых лошадей, уверяет Перуашев, он не заплатил ни тиынки.
– Вы будете смеяться, но, как в анекдоте про права, я себе скакунов не покупал. В основном мне их дарили, был такой тренд в начале 2000-х годов, – признался мажилисмен. – Конечно, и я тоже дарил лошадей, покупая их, как правило, здесь или в России.
Своих питомцев Перуашев рассматривает не как объект инвестиций, с помощью которых можно разбогатеть на тех же скачках, а как хобби.
– Для меня общение с лошадьми – это прежде всего радость и большая эмоциональная разгрузка, – говорит он. – Лошади дают ощущение силы и свободы, которое испытывает каждый, оказавшись в седле. Недаром пожелание удачи по-казахски так и звучит: “Аттан туспеңіз (будь всегда на коне)!”. Лошади – очень теплые и чувствующие настроение хозяина животные. Вдобавок и у них тоже есть свой характер – бывают кони позитивные, добродушные. Бывают игривые, любители пропотеть из спортивного интереса. А бывают и просто лентяи, которых приходится подстегивать.
Те, кто близко знаком с Перуашевым, утверждают, что он опытный наездник и может опередить своих соперников не только на политической арене.
Аким и арбуз
66-летний бывший аким Алматинской области, а ныне депутат мажилиса Серик УМБЕТОВ имеет в своем активе 40 чистокровных коней.
– Есть у меня английские, ахалтекинские и арабские скакуны, – рассказывает Умбетов. – Мои кони – самые быстрые. Обгонят любого. В год выигрывали на скачках по 10–15 машин. Правда, потом я эти машины дарил тем, кому они были нужнее, в основном малоимущим.
Единственное, о чем жалеет бывший аким, так это о том, что с переездом в Астану все меньше времени остается на любимое занятие.
– Когда я был акимом области, то часто в выходные любил выезжать на своем скакуне и осматривать владения, – вспоминает Умбетов. – Однажды проезжал мимо одной бахчи и мне захотелось арбуза. Я остановился, слез с лошади. Только сорвал самый спелый арбуз, как откуда ни возьмись появился местный сторож. Он обложил меня трехэтажным матом, обвиняя в воровстве. Грозился сдать полиции. Я встал как вкопанный. Подойдя ближе, старик тоже остановился. Когда узнал, стал извиняться за то, что не признал сразу акима. Предлагал взять еще несколько арбузов, чтобы я не наказывал его. Арбузы я так и не взял, аппетит пропал. Сел обратно на лошадь и напоследок поинтересовался у сторожа: откуда у него такой богатый словарный запас матерных слов? Старик мне ничего не ответил. С тех пор я старался всегда проезжать мимо этих арбузных полей так, чтобы не попадаться ему больше на глаза.
Осеменение по-казахстански
Мы привели далеко не полный перечень людей, владеющих чистокровными лошадьми. К примеру, на всю Астану славится конюшня депутата мажилиса Бекболата ТЛЕУХАНА. По данным некоторых СМИ, в выходные там у него поездить на породистых жеребцах собирается половина правительства. В Алматы своими элитными лошадьми и собственными ипподромами могут похвастаться Даулет ТУРЛЫХАНОВ и Болат НАЗАРБАЕВ. Однако большинство “теневых” коневладельцев предпочитают молчать о своем увлечении и скрывают любую информацию. И вовсе и не из-за дурного глаза, они боятся потерять своих питомцев. А такие прецеденты уже были.
Известен случай, когда одному известному казахстанскому чиновнику, экс-министру приглянулся очень редкой породы скакун бывшего председателя КНБ РК Амангельды ШАБДАРБАЕВА. По слухам, эта лошадь была завезена из самой конюшни Туркменбаши. Все разговоры о продаже жеребца не принесли результата, больно дорог был скакун чекисту. Тогда конюхи экс-министра пошли на хитрость. Поздней ночью, когда хозяина не было дома, они привезли кобылицу на конюшню чекиста и подговорили конюха Шабдарбаева вывести на случку (спаривание) скакуна. Отметим, что спаривание лошадей, по нынешним меркам, стоит немалых денег, цена варьируется от полутора до двух тысяч долларов. Но конюхи министра решили сэкономить и подкупили работника конюшни за несколько сотен. Через 11 месяцев от знаменитого ахалтекинца родились два жеребенка.
Насколько правдива эта история, ставшая уже притчей во языцех среди конников, мы решили узнать у самого Шабдарбаева. Но он отказался от каких-либо комментариев. Тем не менее нашему фотокору удалось запечатлеть знаменитого скакуна казахстанского Штирлица.
Алматы