На границе Казахстана и Киргизии условия хуже, чем в концлагерях - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
На границе Казахстана и Киргизии условия хуже, чем в концлагерях

На границе Казахстана и Киргизии условия хуже, чем в концлагерях

Возвращаясь с отдыха на Иссык-Куле, при прохождении границы я почувствовала себя в шкуре сирийского беженца. Словно звери, загнанные в клетку, мы часами, с боем пробирались к казахстанской земле. Люди ругались, дрались, падали в обморок, плакали, у некоторых от клаустрофобии случилась истерика.

  • 6 Августа 2016
  • 38383
Фото - Caravan.kz

Я помню, как меня однажды тронул жуткий новостной кадр, когда сирийские отцы и матери перекидывали своих детей через проволоку “Егозу” на границе с благополучными странами. Как толпа ревела и сносила ограждения, а военные пытались сдержать людскую стихию. Кто бы мог подумать, что в мирное время в 150 километрах от Алматы на границе с добрым соседом, Киргизией, я испытаю что-то подобное.

Когда собиралась на Иссык-Куль, меня по традиции предупреждали, что на границе может быть нелегко. Что посреди ночи нужно будет выходить из автобуса, тащить на себе все вещи, проходя контроль. Потом топать по нейтральной территории в кромешной тьме, сидеть на асфальте с баулами в ожидании, когда отпустят твой автобус. Но даже эти ужасные условия не пугали. Так было всегда. Не первый раз мы ездим на отдых к соседям. Нас не смущал единственный туалет на границе, где процветает шикарный бизнес по баснословным ценам и куда очередь похлеще, чем в Лувр. Мы заискивающе улыбались на досмотре, когда суровые пограничники смотрели на детей минут по 10, сомневаясь в нашем родстве, несмотря на все предъявленные документы и разрешения от отцов, которые не требуют даже при выезде в дальнее зарубежье. Да, бывало, что за неимением вклейки ребенка в паспорт, мамаш разворачивали обратно посреди ночи и отправляли восвояси. На этот случай всегда дремал на границе таксист, готовый помочь за 50 баксов. Порядок. Нормальненько. И в этот раз было все так же, когда мы ехали в сторону Иссык-Куля. Мало того, наш водитель предложил скинуться по тысяче тенге, и тогда разгружать салон не придется. Но так как все были налегке, то решили не плодить коррупцию. Через полтора часа скитаний между пограничными постами мы загрузились в авто и заснули сном младенца.

На обратном пути были готовы к тем же злоключениям и даже шутили. Но не тут-то было. Дорога домой оказалась настоящим испытанием на выживание. И на этом моменте позвольте круто изменить стиль полушутливого повествования – не хочется ни иронии, ни даже сарказма.

Недавно я была в Польше, где мы посетили Музей военнопленных. В страшном концлагере Аушвиц-Биркенау ширина коридоров, обтянутых проволокой, по которым шли люди, была чуть более полутора метров. Это психологический момент: человек, который оказывается в узком пространстве, наполненном толпой, начинает испытывать угнетение, – пока пройдет по этому коридору, он уже сломлен. Дальше пленных распределяли по баракам – мужчин, женщин, детей… На границе Киргизии и Казахстана на подходе к нашему пункту установили железный коридор, ширина которого тоже чуть больше полутора метров. Это просто железная клетка. У зверей в зоопарке и то просторнее. И почище…

 

 

 

После того как мы за 15 минут прошли киргизский пограничный пункт, впереди образовался огромный затор, люди пытались втиснуться в эту железную конструкцию. Кто-то захотел пролезть вперед, началась потасовка. Позже такие стычки, пока мы два часа стояли в этом проходе, происходили постоянно. Это страшно, когда нечем дышать, нет возможности даже отступить на шаг в сторону, а два бугая начинают ругаться и поднимают кулаки. Женщины и дети визжат, приседают к земле. От волнения грузная женщина падает в обморок прямо на нас. Ее поддерживают – уложить на землю невозможно, нет места! Вытащить из клетки тоже, впереди до выхода еще метров 20, сзади подпирает толпа. Кто-то передает воду, льем на женщину, откачиваем. Усаживаем на чемоданы, вставая еще плотнее, чтобы она могла хотя бы вздохнуть. О плачущих детях на руках писать бессмысленно. У меня есть фотографии всего этого безобразия на тот случай, если чиновники захотят оправдаться и сказать, что на границе порядок и созданы все условия для людей.

Возникает вопрос: для чего были поставлены эти клетки? Чтобы сломить? Раз и навсегда отбить желание ездить в Киргизию? Или для удобства людей, работающих на границе, они спокойненько прохаживались там, на свободе, а мы глазами, полными ужаса, смотрели на них из-за железных прутьев. А может, для чего-то еще?

iskanderia@caravan.kz
Алматы