Но ситуация такова, что работающие в госучреждениях казахстанские счетоводы готовы это сделать наяву. Правду-матку о своей работе они рассказали “КАРАВАНУ” и скоро обнародуют ее в петиции.
Надоело купаться в чужих деньгах!
Оказалось, что только в устаревших прибаутках бухгалтер – второй по значимости человек в коллективе, который точно никогда не пропадет, так как при деньгах. “Вы удивитесь, но этот стереотип давно не действует, мы – рабы!” – хором заявляют специалисты всего Казахстана.
Речь идет о работающих в государственных учреждениях и на предприятиях – в школах, колледжах, детских садах, поликлиниках, филармониях, домах культуры. Они объединились в соцсетях и поняли, что проблемы у большинства одинаковые. Неважно – в Павлодарской, Кызылординской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Костанайской областях или в Шымкенте.
Низкая заработная плата при хронических переработках, исполнение несвойственных профессии обязанностей, повышенная ответственность, угроза штрафов.
– Сегодня бухгалтера в нашей стране опустили ниже плинтуса. И в плане статуса в коллективах, и в денежном эквиваленте уважения к профессии. Во многих государственных организациях, не говорим про частные структуры, мы считаемся вспомогательным персоналом. Хотя многое на нас завязано: выполняем различные функции, а не только начисляем заработную плату, как принято считать. Учились, у кого-то по 2 высших образования, а получаем, как технички. Мы бы хотели объяснить, что происходит, и донести это до правительства. Ведь заложена бомба на законодательном уровне, – говорит представитель управления образования СКО Елена КОБЗЕВА.
Социальная несправедливость, полагают она и ее коллеги, начинается с неверного определения должностной квалификации и отнесения к персоналу категории “С” (кроме главных бухгалтеров), выполняющего административные задачи. В этом случае даже внутри одной системы различная оплата труда, например, в образовании. Согласно постановлению правительства Республики Казахстан от 2015 года № 1193, при 18-часовой недельной нагрузке заработная плата педагога с учетом стандартных доплат, предусмотренных в постановлении, составляет более 120 тысяч тенге. Это оклад, 25 процентов за статус педагога, плата за обновленное содержание, 10-процентная надбавка за особые условия труда.
– В то же время при 40-часовой рабочей неделе у бухгалтера – специалиста высшего уровня квалификации, выполняющего административные функции, заработная плата с учетом всех возможных доплат составит около 80 тысяч тенге.
Разница в продолжительности рабочего времени составляет 22 часа, в заработной плате – более 40 тысяч.
Также педагог имеет законную возможность повышения уровня квалификации, что напрямую отражается на росте уровня заработной платы, в то время как для административного и управленческого блока не предусмотрены доплаты за квалификацию, несмотря на постоянные изменения в законодательстве. То есть заработная плата может повышаться только в случае увеличения стажа, и то изменение ставки – в пределах 400–700 тенге. И так происходит в любой отрасли, – раскладывает по полочкам Дарья ИРЛЫКОВА из Кокшетау.
Десятки собеседников из разных городов страны называют ярмом введенную с 2009 года обязанность осуществлять государственные закупки. Хотя, по сути, бухгалтер должен выполнять проводки и перечислять оплату поставщикам, негласно на них повесили работу по организации тендеров, включая обзвон поставщиков за свой счет, переписку с ними, заключение договоров и походы в суды.
– Далеко не во всех отделах, детских садах, школах есть специальные люди, которые занимаются госзакупом. И это вменили нам. 11 лет мы ведем эту работу, причем не получаем доплату, ставки. Тянем по 100 с лишним договоров! Возможно, и дальше бы терпели, но когда ввели драконовскую систему штрафов, то извините. Платить 100 МРП за нарушения, которые мы можем допустить, так как не являемся специалистами в этой сфере, нет возможности. Просим, чтобы нас от этого избавили. Как и от обязанностей статистиков, экономистов, сектора планирования, – заявляет бухгалтер школы района Теренколь Павлодарской области Ольга ТИШКИНА.
Ее поддерживает коллега Алманур: – Поэтому нужно внести изменения в постановление правительства № 77, добавив в штатные единицы госзакупщиков, юристов, программистов.
При чем здесь гендер?
Свое положение некоторые связывают с гендерным неравенством. Действительно, в госучреждениях эту неблагодарную работу выполняют сплошь женщины. И к их мнению, выходит, не хотят прислушаться.
– На нас ездят. Получается так, что мы забиваем на свои семьи, задерживаясь на работе, и ночами дома составляем отчеты, изучаем новшества программ, выполняем задания, чтобы не лишиться рабочего места. Но почему так происходит? Ведь мы матери, бабушки, дочери, – сокрушается Александра ТЕМИРХАНОВА из Акмолинской области.
Всё наболевшее женщины выплеснули в едином порыве, собравшись на спонтанное совещание в Zoom. Некоторые из них ранее совершали робкие попытки добиться изменения ситуации.
– Лично я, узнав о концепции “Слышащего государства”, обрадовалась, пошла к акиму района, озвучила проблему, важнейшую для аулов. Мы не получаем надбавку за работу в селах. При том что 25 процентов положено гражданским служащим, об этом указано в постановлении правительства № 1193. С 2016 года в список не включены бухгалтеры. Должны решать этот вопрос местные исполнительные органы. Но мне аким сказал, что мы относимся к вспомогательному персоналу, хотя состоим в категории “С” как административный, – резюмирует Ольга Тишкина.
Только теперь счетоводы решили действовать сообща. Впервые в истории Казахстана они готовят петицию, в которой хотят заявить о нарушении своих прав. Документ разошлют в самые высокие инстанции. Они предлагают и пути решения помимо озвученных выше.
Например, оплачивать труд исходя не из должностного оклада (чуть более 17 тысяч тенге), а опираясь на минимальную заработную плату. Индексировать зарплату по отраслевому принципу. Обязать госорганы оплачивать повышение квалификации бухгалтеров.
“А вы гипотетически представьте нашу забастовку. Бухгалтеры не пойдут на улицу, они просто не сдадут отчеты, и жизнь остановится. Тогда и будет понятно, насколько важную работу мы делаем. Надеемся, что до этого не дойдет”, – рассуждают специалисты.
ПАВЛОДАР