Мусорный шедевр – в сердце столицы - Караван
  • $ 523.86
  • 544.34
-11 °C
Алматы
2024 Год
23 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мусорный шедевр – в сердце столицы

Мусорный шедевр – в сердце столицы

В Нур-Султане в парке “Жетісу” появилась пятиметровая инсталляция одной из самых известных художниц современности – Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ. Объект целиком выполнен из пластиковых пакетов, которые обычно люди выкидывают в мусор. Это событие – как глоток свежего воздуха для любителей паблик-арта, ведь в период карантина вся активность в сфере культуры с городских улиц ушла в онлайн-формат.

  • 8 Августа 2020
  • 618
Фото - Caravan.kz

Создание арт-инсталляции под открытым небом из пластиковых пакетов прошло в рамках социального проекта “Stop Musor”. Экологи уже давно бьют тревогу – полиэтилен в природе не разлагается даже за несколько человеческих жизней, кроме того, он может нести вред здоровью и загрязнять окружающую среду. Отказ от одноразовых полиэтиленовых пакетов – мировой тренд.

Буквально за сутки организаторы проекта собрали свыше 4 тысяч пакетов и передали алматинской художнице.

Сауле Сулейменова давно известна своей необычной техникой в стиле “целлофановой живописи”, ее шедевры в прямом смысле создаются из мусора.

Размер новой работы “Небо над Астаной” – 5 на 3 метра, она целиком выполнена из пакетов на поликарбонате. Люди, город и степь – главные герои произведения Сауле, где дети играют в футбол рядом с огромной свалкой, которая произрастает из мусорных баков и заполоняет собой всё вокруг. Экологическое бедствие происходит на фоне новеньких небоскребов столицы и лазурного неба. Небо – всё же символ надежды. Автор говорит, что если подвигнет казахстанцев на меньшее использование пакетов или акция приведет к полному отказу от них в повседневной жизни, то будет счастлива.

– Несколько месяцев тому назад мне позвонили из Ассоциации экологических организаций Казахстана и предложили поучаствовать в такой экоакции. В ходе обсуждений мы пришли к выводу, как всё должно выглядеть. В начале речь шла о другом эскизе, но буквально за неделю до реализации проекта всё поменялось, в итоге я очень довольна, – рассказывает Сауле Сулейменова. – Решили собирать пакеты у жителей столицы, экобоксы были установлены во всех парках, крупных магазинах, тем, кто сдавал их определенное количество, организаторы дарили футболки, кепки и экосумки. В результате сырья набралось очень много, но в основном это были белые или прозрачные пакеты-маечки.

Мы только вернулись домой, у меня полное истощение. Работала вместе с мужем, Куанышем БАЗАРГАЛИЕВЫМ, сильно устали и перенапряглись. Само “тело” полотна мы сделали за 3 дня, трудились по 12–14 часов в сутки.

– Что теперь с ним будет? Оно продолжит экспонироваться под открытым небом?

– За работу мне заплатили, теперь “Небо над Астаной” принадлежит Ассоциации экологических организаций Казахстана. Насколько я знаю, она будет стоять в городском парке неделю возле “Чарынского каньона”, потом ее переместят в другое место. А в сентябре ее обещают привезти в Алматы, к Дню нашего города.

– Вы почувствовали дефицит расходного материала? Сейчас пластиковые пакеты во многих магазинах не дают бесплатно, как раньше?

– Особых изменений не заметила, просто у меня есть и своя коллекция – давняя. Я этим занимаюсь уже 5 лет, и время от времени люди мне приносят пакеты. Или я кидаю клич и собираю их. Такая проблема была в Берлине, в 2018 году, когда я проводила мастер-класс с детьми, а также делала перформанс – инсталляцию в присутствии публики. Люди, как драгоценности, несли мне свои пакеты, в обиходе в Германии их гораздо меньше, чем у нас, потому что там они запрещены. При создании “Неба над Берлином” первое, что я увидела по приезде, – это огромное количество мусорных пакетов, которые стоят по утрам на каждом углу. Они были всех оттенков голубого и синего. И я насобирала этих пакетов, кстати, часть из них использовала для инсталляции “Небо над Астаной”.

– Как на ваше творчество повлиял карантин?

– Мы с художниками недавно это обсуждали, получается, что особой разницы нет. Мы ведь живем в очень изолированном мире, у нас нет какой-то работы, куда надо ходить, мы сами себе организовываем дисциплину. Общение с людьми, наоборот, нас демотивирует и опустошает. Это как в фильме про американского художника Жан-Мишеля Баския, который желает делать только художественную карьеру, арт-дилер ему говорит: ты должен везде тусоваться, быть на виду и при этом постоянно активно работать. По большому счету, нам это трудно совмещать, мы довольно замкнуто живем. Сауле Сулейменова: О красоте и уродстве

Но, что интересно, за время карантина творческие люди, коллекционеры сумели самоорганизоваться. Например, есть группа в “Фейсбуке” “Художественный базар” – самая популярная в Центральной Азии, у нее более чем 2 000 участников. Там художники могут реализовывать свои работы, минуя сложные институции, арт-галереи, музеи. Я считаю, что это прекрасная инициатива. Но назвать продажу работ в соцсетях успешным коммерческим проектом, конечно, сложно. Во-первых, цены там довольно условные, во-вторых, самое главное, выставлены работы многих некоммерческих художников, которые зачастую живут от гранта до гранта.

С другой стороны, у меня есть приглашения в подобные группы из Нью-Йорка, Амстердама, Лондона, Берлина. Я туда не особо иду, потому что до сих пор пару работ, которые были проданы, еще не могу отправить. Думаю, лучше со своим регионом работать.

Сейчас многие интересные проекты, к сожалению, заморожены, в том числе и на следующий год. Планов было много. Но появились совершенно другие, новые идеи. Сейчас я готовлюсь к выставке, которая запланирована осенью в Москве.

Алматы