Эти и другие вопросы изучают эксперты в рамках уникального исследования “Казахстанские семьи – 2019”.
Проект по заказу НАО “Центр поддержки гражданских инициатив” стартовал 31 мая и завершится 29 ноября этого года. В нем примут участие более 3 000 казахстанцев – среди них супервайзеры проведут анкетный опрос, и 600 человек станут участниками фокус-группового исследования. Организаторы планируют охватить опросом жителей 17 регионов страны.
Что приходит в Европу, США, приходит и к нам
– Для чего все это нужно? – спросила я президента ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана”, директора приюта для жертв бытового насилия “ARASHA” Маргариту УСКЕМБАЕВУ.
– Это большая амбиция нашего фонда как общественной организации – всесторонне исследовать современную казахстанскую семью: какая она по доходам, составу, ценностным установкам, социально-психологическому климату, – рассказывает менеджер проекта Маргарита Ускембаева. – И, конечно, будем выяснять причины бытового насилия. В прошлом году результаты нашего первого гендерного исследования “Статус девушек и женщин в религиозных конфессиях Казахстана” очень заинтересовали экспертов, журналистов, политологов, госструктуры (смотрите материал “80 процентов процентов верующих казахстанок задумывались об отказе от религии – уникальное исследование”, “КАРАВАН” от 11.12. 2018 года).
Анализировать результаты исследования предстоит группе философов под руководством доктора философских наук профессора Елены БУРОВОЙ и эксперту-демографу Аиде АЛЬЖАНОВОЙ.
По словам Елены Буровой, проект позволит увидеть семейные проблемы, которые из года в год меняются:
– Мы не совсем понимаем структуру, ценности, распределение ролей в семье и так далее. Итоги нужно осмысливать, а дальше соизмерять опыт с международными практиками. Когда мы изучаем другие институты общества, видим: Казахстан испытывает те же самые глобализационные процессы, что другие страны. То, что приходит в Европу, США, приходит и к нам.
Огромная армия старых и бедных женщин
Более 20 лет назад Аида Альжанова в Университете Джорджтауна (США) изучала проблему народонаселения, его взаимосвязи с гендером и развитием. Мракобесие накрывает нашу страну — эксперты о новом казахстанском тренде "как правильно бить жену"
– В США по любому поводу начинаются исследования, в зависимости от социального тренда, – говорит эксперт-демограф. – Например, в этом году в Казахстане тренд – многодетные матери. Вот откуда он взялся? Они же не вчера родились. Такие тренды нужно изучать ежегодно.
Пошел всплеск насилия в семьях – всё, срочно нужно исследование. Когда пошла волна детских суицидов, ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” провел работу, и это более или менее дало картину того, что происходит. Когда мы это понимаем, легче выстроить стратегию – что делать? Это необходимо для планирования – бюджета, строительства жилья, мест в детсадах, школах и так далее. В США демографические исследования проходят в каждом штате, городе, в зависимости от того, чего требует некая социальная группа. Там бы волну возмущений многодетных матерей за пять лет предугадали!
О семье много говорят, вот, мол, у нас, кочевников, традиции… Но казахи давным-давно не кочевники, живут в домах с удобствами, не держат скот. В традиционной казахской семье, как правило, жили три поколения. Старшие регулировали взаимоотношения. Сейчас в основном все живут по отдельности. Всё, человек закрыл за собой дверь, а что там за ней?..
– Так что вас особенно беспокоит?
– Мы часто говорим о главенствующей роли мужчины в семье, но при этом происходит диссонанс: женщина также работает, пашет, можно сказать, а еще по дому всё делает, уроки с детьми.
Эксперты установили: домашний неоплачиваемый труд составляет 13 процентов от мирового ВВП! Если перевести на Казахстан, по моим подсчетам, около 20 миллиардов тенге в год.
То есть женщины на 20 миллиардов делают работу, за которую им не платят! Экономисты шутят: если вы женитесь на своей домработнице, ВВП сразу упадет. Но если отдашь свою маму или отца в дом престарелых, ВВП вырастет. Жестокая шутка, но она отражает реальность. Сколько на самом деле стоит работа по дому
– Какие еще перекосы вы видите в казахстанских семьях, которые нужно изучать?
– Гендерное неравенство. Оно относится к категории “права человека”. Понимание этого термина очень ослаблено, и его больше связывают с политикой. А то, что женщины, дети в семье не имеют права голоса, подвергаются насилию, многие не считают нарушением прав человека. Чаще страдают мамы, которые сидят дома с детьми. У них неоплачиваемый труд, с которого нет пенсионных отчислений. И к старости они, как правило, оказываются за чертой бедности. Думаю, через некоторое время у нас будет огромная армия старых и бедных женщин, если, конечно, вовремя не принять меры.
АЛМАТЫ