Модный приговор - Караван
  • $ 527.58
  • 546.15
-7 °C
Алматы
2025 Год
22 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Модный приговор

Модный приговор

Казахстанские дизайнеры ищут точки соприкосновения с фабриками, государством и друг с другом. Пока же каждый из них варится в собственном соку, и все больше тех, кто переходит на “темную сторону” экономики.

  • 29 Декабря 2019
  • 505
Фото - Caravan.kz

I съезд предприятий легкой промышленности прошел в Нур-Султане, и пока со сцены высокопоставленные чиновники рассказывали о том, как важно производство носков и рубашек в экономике простых вещей, в коридорах обменивались визитками реальные представители отрасли.

– Я очень хочу, чтобы по итогам этого съезда дизайнеры и фабрики наконец нашли точки соприкосновения и начали бы активнее работать друг с другом, – говорит дизайнер, основатель бренда “I am different” Зарина АКШУЛАКОВА (на фото).

Сейчас же, как отмечает девушка, такое сотрудничество – редкость.

Фабрики в основном ориентированы на госзаказ, а не на пошив рыночных коллекций, а дизайнеры чересчур увлекаются креативом и создают одежду, которую основная масса населения не понимает и носить не будет.

– У нас очень много креативных и талантливых ребят, но разница между креативным мышлением и академическим образованием очень велика. Существует казахстанский стандарт производства одежды, основанный на среднестатистических мерках фигуры граждан, но некоторые дизайнеры его элементарно не знают. Они покупают манекен и кроят так, как считают нужным. В итоге изделие может не сесть на реального человека. В то же время в Казахстане есть фабрики, которые имеют успешный опыт создания брендов одежды: “Ютария”, “Zibro” (которая продает свои пуховики не только в Казахстане, но и в России) имеют заказы на продажу у байеров Италии. Успешный кейс – “Mimioriki”, это бренд, который имеет конкретного дизайнера, воспитывает дух патриотизма и продается во многих странах, – говорит Зарина.

И чем дальше, тем больше такие фабрики будут нуждаться в дизайнерах одежды.

Сейчас в Казахстане официально зарегистрировано более 600 отечественных модных брендов, более ста из них – в столице. Но кто из них реально работает – неизвестно.

– Дизайнеры очень часто продают свои изделия во временных магазинах и на ярмарках. Это происходит, как правило, без кассового аппарата, без учета продаж в целом. Цена устанавливается в зависимости от фактических затрат, и в целом всё способствует тому, чтобы дизайнеры уходили в “тень”, – сетует Зарина Акшулакова. Почему казахстанские модные дизайнеры шьют вещи из киргизских тканей

Чтобы рынок креативных профессий в Казахстане развивался, девушка вместе с коллегами решила создать общее образовательное пространство.

Пример брали с Бельгии: эта страна, не имея массового производства, смогла с нуля развить собственную моду. Здесь дизайнеров выращивают в специальных бизнес-инкубаторах.

Специалисты помогают им создавать бренд, учат продвигать свои вещи и заниматься техническими вопросами.

– В Казахстане есть бренд-инкубатор Аяжан Жаксыбай, и через него прошло уже много талантливых людей. Но этот проект нужно масштабировать, привлекать к нему другие творческие профессии. Поэтому мы и создаем наш центр моды, где будут под одной крышей и фотографы, и дизайнеры, и модельные агентства. В итоге нам удастся для молодых мастеров создать бесплатный подиум, чтобы они могли получать обратную связь. Фишка в том, что по каждому дефиле гости смогут дать фидбэк: на сайте или в письменной форме сразу после показа. А потом уже эти письма будет изучать аналитик, который сможет деликатно объяснить дизайнеру, что надо поменять в его моделях и почему, – объясняет идею Зарина.

Пока открыт вопрос финансирования проекта: вполне возможно, что часть затрат возьмет на себя столичный акимат, но в целом энтузиасты готовы воспитывать молодежь за свои деньги. Потому что только за счет массовости и получится создать в стране модную индустрию.

НУР-СУЛТАН