Многострадальный общественный транспорт Семея переживает очередной коллапс - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Многострадальный общественный транспорт Семея переживает очередной коллапс

Многострадальный общественный транспорт Семея переживает очередной коллапс

Автопарки Семея требуют поднять тариф за проезд с 80 до 140 тенге. Всего через несколько месяцев после модернизации и масштабной закупки новых автобусов автопарки оказались на грани разорения, а водители сидят без зарплаты. По мнению перевозчиков, из этого финансового тупика есть два выхода – государственные субсидии для убыточных маршрутов либо повышение стоимости проезда.

  • 9 Августа 2020
  • 5241
Фото - Caravan.kz

Если бы в Семее существовал автобусный тотализатор, никто не поставил бы и тиына на помощь от государства. Горожане уверены – за реформу общественного транспорта расплачиваться придется именно им. Хотя еще полгода назад градоначальник на одной из последних докарантинных публичных пресс-конференций заверял, что тариф не изменится.

– Плата за проезд останется прежней – 80 тенге. Повышать тариф мы не будем, – обещал аким Семея Ермак САЛИМОВ.

Однако сейчас перевозчики уверяют, что необходим скачок цены сразу на 75 процентов.

Шофер-многостаночник

Водители автопарка ТОО “Semey bus” выходили даже на забастовку перед забором собственного предприятия. По их словам, им на протяжении нескольких месяцев задерживают выплату заработной платы, не делают обязательных отчислений в пенсионный фонд, не оплачивают медицинскую страховку. Из-за последнего люди не могут даже вызвать неотложку. К тому же с введением карантина автобусы в Семее выпускают на маршруты только на короткий срок – с 6.00 до 10.00 и с 16.00 до 19.30. Время выбрано с таким расчетом, чтобы люди могли добраться до работы и вернуться после трудового дня домой. Да и число машин существенно ограничено. К тому же автопарки упразднили кондукторов. Их работу возложили на водителей.

Дополнительно за это не платят, а вот риска прибавилось, потому что водителю приходится не только вести автобус, следить за дорогой, но и продавать билеты.

Вот и получается, что водители выполняют работу за себя и кондуктора и трудятся при этом почти на общественных началах – зарплату им постоянно задерживают.

Из-за сокращенного числа автобусов в салонах яблоку негде упасть. Какая уж там социальная дистанция, когда десятки людей, спешащих на работу, вынуждены тесниться как кильки в консервной банке. Увеличивать число машин перевозчикам невыгодно, им и с теми, кто вышел на линию, рассчитываться нечем.

Убыточные маршруты

У владельцев автопарка – свои причины для недовольства. Когда в Семее только планировалась реформа общественного транспорта, власти уверяли, что введение электронного билетирования сделает прозрачными доходы перевозчиков и это позволит определить действительно убыточные маршруты и субсидировать их из бюджета. К тому же автопаркам обещали компенсировать затраты на льготный проезд пенсионерам и детям. Но никаких субсидий до сих пор нет. И руководство автопарков уверяет, что проблема с выплатами сотрудникам кроется именно в этом.

– Несмотря на все трудности, руководство парка старается выплатить всем работникам, добросовестно отработавшим свою смену, заработную плату. Но из-за нехватки денежных средств, из-за невыплаты субсидий со стороны государства по убыточным маршрутам мы несем большие убытки, – заявил заместитель директора ТОО “Semey bus” Асет КАЛИГОЖИН.

По его словам, заявки на субсидии были поданы в акимат Семея. Но, как оказалось, обещал их выплачивать глава города, а на самом деле решить этот вопрос можно только на областном уровне.

– На сегодняшний день акиматом Семея направлены письма в акимат ВКО. Но пока ответов нет. Поэтому одним из решений проблемы было бы поднятие тарифа на проезд, – полагает Асет Калигожин.

С ним согласны его коллеги из других предприятий общественного транспорта. В последний раз тариф в Семее увеличивался в 2017 году, за минувшие три года затраты перевозчиков возросли.

– Растет цена на ГСМ, – отметил исполнительный директор ТОО “Таксомоторный парк” Бейбит КАБДУЛАБИЕВ, – запасные части мы закупаем в соседних государствах, цена на которые тоже растет.

Опыт крокодила Гены

Когда сказочный добрый крокодил Гена затеял строительство домика дружбы и ему понадобились кирпичи, “добрые” люди подсказали наивному герою, что дают всегда половину от запрашиваемого. Если нужна одна машина кирпичей, надо просить две, чтобы получить одну. По тому же принципу действуют и перевозчики Семея.

На днях они подали заявку на повышение тарифа сразу на 75 процентов – с 80 до 140 тенге.

– Создана специальная комиссия по рассмотрению данного вопроса, – пояснил заместитель руководителя отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Семея Нурлан СЕРГАЗИНОВ. – Есть методика расчетов, прописанная в Законе о перевозках. Расчеты компаний-перевозчиков будут проверяться. Вопрос этот предварительно будет рассматриваться общественным советом, маcлихатом. Если все подтверждающие документы будут налицо и по методике расчетов действительно будет видно, что тариф должен составлять определенную сумму, тогда уже постановлением акимата Семея будет выноситься единый тариф на проезд в общественном транспорте, – подчеркнул чиновник.

И, судя по всему, из двух возможных вариантов решения проблем общественного транспорта власти Семея предпочтут рассчитаться с перевозчиками из кошелька пассажиров, а не выискивать в казне средства на обещанные когда-то субсидии. Горожанам остается надеяться только на то, что сработает опыт сказочного крокодила и цена проезда возрастет всё же не на 75 процентов. Хотя в отечественном бизнесе все чаще встречаются не добрые сказочные аллигаторы, а безжалостные акулы, так что есть вероятность того, что перевозчики ухватят всё, что планируют.

СЕМЕЙ