Во Франции разгорается коррупционный скандал вокруг Николя Саркози, в котором упоминается и Казахстан. Якобы Саркози мог получить взятку за то, что обеспечил контракт по покупке нашей страной 45 вертолетов Eurocopter. Редакция “КАРАВАНА” решила разобраться, что это за вертолеты и вообще – была ли сделка.
История эта напоминает старый советский анекдот:
– Скажите, а правда, что Рабинович выиграл в лотерею “Волгу”?
– Правда! Только не Рабинович, а Иванов. И не “Волгу”, а сто рублей. И не в лотерею, а в карты. И не выиграл, а проиграл.
Не 45, не за 2 млрд. и не просто купили
Французская пресса увлечена расследованием злоупотреблений в высших эшелонах власти, в которых якобы есть след Николя Саркози. Один из эпизодов – заключение контракта на поставку 45 вертолетов Eurocopter Казахстану за 2 миллиарда евро. Как пишет Le Monde, Казахстан согласился на эту сделку в обмен на то, что Саркози окажет давление на бельгийское правосудие по делу против трех бизнесменов, имеющих какое-то отношение к нашей стране. Не знаю, что там за бизнесмены и какое правительству Казахстана до них дело, но вторая часть сделки – по вертолетам – выглядит совершенно иначе, чем описывает парижская пресса.
В октябре 2010 года в присутствии президентов Казахстана и Франции было подписано соглашение между компаниями “Казахстан Инжиниринг” и Eurocopter о создании совместного предприятия, на котором будут производиться вертолеты Eurocopter марки ЕС145 в нашей стране. Одновременно был подписан также меморандум, согласно которому Казахстан обязался обеспечить закуп 45 вертолетов, собираемых на новом заводе, в течение шести лет для нужд министерства обороны.
СП “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг” было создано в декабре 2010 года, а уже в апреле 2011 года под Астаной началось производство – крупноузловая сборка вертолетов EC145, покраска, установка оборудования, настройка и тестирование подключаемых устройств и систем, а также наземные и летные испытания. 1 декабря 2011 года состоялась презентация и тестовые полеты двух первых вертолетов, собранных на новом заводе, между прочим, единственном по производству вертолетов Eurocopter в СНГ.
Мы запросили информацию у минобороны, а также в комитете по чрезвычайным ситуациям МВД, и из их ответов стало понятно: в общей сложности за пять лет силовые структуры приобрели у СП “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг” 26 вертолетов. Иными словами, купить 45 вертолетов за шесть лет вряд ли удастся – завод может производить максимум 12 вертолетов в год. И мне кажется, это косвенное доказательство “природности” сделки – если б была какая-то коррупционная составляющая, заказывали бы по максимуму, не важно – надо или не надо.
Теперь о цене. В среднем каждый вертолет обошелся казахстанскому бюджету в среднем в 14 миллионов долларов (минобороны, по нашим данным, вертолеты обходятся дешевле, чем спасателям, но об этом – чуть ниже, пока же возьмем за основу эту цифру). Умножив эту цифру на 45 вертолетов, мы получим сумму в несколько раз меньше, чем заявленные два миллиарда евро. Как-то не совпадает с нашими представлениями о коррупционности, не правда ли?
Не списаны, пригодны, летают в горах
У нас в Казахстане весьма распространена и еще одна версия про эти вертолеты – версия, которую, к сожалению, распространяли на самых разных уровнях, начиная от простых журналистов и заканчивая членами Счетного комитета.
Вертолеты эти, мол, не пригодны для нужд армии и ЧС: высоких температур не выдерживают, при низких кабина обледеневает, в горной местности летать не могут, дальность полетов небольшая, потому что бак маленький – всего 300 литров.
В январе 2013 года на заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией был показан ролик, в котором излагались эти претензии. Оказалось, что информация была взята из отчета Счетного комитета, по которому даже собирались возбуждать уголовное дело. Но прямо там же выступил начальник департамента по борьбе с коррупцией Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финпол) Марат Сексембаев, который сообщил: “Проверка проведена, и на прошлой неделе уже принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, то есть доводы Счетного комитета не нашли подтверждения”.
И в этом нет ничего удивительного: достаточно зайти на любой авторитетный справочный сайт по авиации, чтобы убедиться, что ЕС145 – не такая уж беспомощная модель. Наоборот, по своим характеристикам она весьма привлекательная именно для силовых и спасательных операций. Перепад температур, при которых этот аппарат может работать, соответствует нашему климату (чуть ли не от -50 до +50), объем топливного бака – 750 литров. Что же касается высоты полета, то да, эти вертолеты не предназначены для операций в высокогорной местности: статический потолок составляет 3 850 метров, а практический – 5 000 метров. Но в условиях Заилийского Алатау этого предостаточно! И в Интернете легко найти видео, на котором представители французской жандармерии, первыми получившие эти еврокоптеры на вооружение, обучают наших спасателей именно в горах под Алматы.
А еще некоторые мои коллеги с удовольствием рассказывали в разных СМИ, что первые два вертолета, собранные на заводе под Астаной, выступив на параде в мае 2012 года, сразу же были списаны.
Цифры это не подтверждают – мы не нашли утраченных вертолетов, все произведенные и закупленные находятся в строю как в МО, так и у спасателей. Последние в своем официальном ответе на запрос нашей редакции сообщили, что списание вертолетов ожидается не ранее 2041–2044 годов – “по достижении ими предельного износа и полной выработки назначенных ресурсов”.
Кстати, в ответе комитета по ЧС говорится также, что с момента эксплуатации парк вертолетов налетал 1 800 часов, перевезено более 800 больных, найдено 14 пропавших граждан.
Но вернемся к подозрениям. Тот же Счетный комитет, сравнив стоимость вертолетов для военных и для нужд МЧС, ужаснулся разнице в 323 миллиона тенге за единицу – минобороны, как я уже упоминал, вертолеты обходятся несколько дешевле. Но сравнивать эти машины бессмысленно, так же как бессмысленно сравнивать стоимость вертолета в базовой комплектации (5,5–6 миллионов долларов) с реальной ценой, заплаченной за “нашпигованный” техникой, скажем, спасательный вертолет (13,5–14,5 миллиона долларов). Причем во втором случае в цену входит переучивание летного и инженерно-технического персонала, а также расширенный пакет запчастей, средств наземного обеспечения, инструментов и оборудования – всего того, что позволяет эксплуатировать винтокрылую машину в отрыве от базы, в условиях оперативных точек базирования и линейных станций.
Минобороны в своем ответе ограничилось только указанием на то, что вертолеты приобретены “в конфигурации, обеспечивающей выполнение задач, поставленных перед Вооруженными силами РК”, а также рассказали, что “общая стоимость контрактов на поставку вертолетов складывается из стоимости вертолетов в требуемой конфигурации, затрат на обучение летно-технического состава, а также стоимости запасных частей и принадлежностей, поставляемых в комплекте с вертолетом”. Однако даже из этих скупых строк понятно, что вертолеты для ЧС “навороченнее” вертолетов для минобороны, так что разница в цене не вызывает изумления.
Скрывать-то и нечего! Или все-таки есть что?
В общем, покопавшись в материалах, изучив публикации коллег, вникнув в официальные ответы, мы пришли к парадоксальному выводу: как ни странно, в этом деле скрывать нечего. Тот редкий случай, когда факты говорят сами за себя, причем свидетельствуя не “против”, а “за”. А значит, коррупционный скандал во Франции – это их “свадьба”, и кто знает, чем вся эта бодяга завершится.
Однако нас насторожило одно обстоятельство.
Если комитет по ЧС МВД дал подробные, обстоятельные, развернутые ответы на все наши вопросы (две с половиной страницы насыщенной цифрами и фактами справки), то министерство обороны ограничилось коротенькой писулькой. Единственная цифра, которую привели в своем ответе военные, – число вертолетов Eurocopter, которые они купили в общей сложности (восемь). На остальные вопросы были даны максимально короткие, скучные и малоинтересные ответы. (Примеры формулировок я уже приводил.) Хотя и отпиской их не назовешь – вроде по существу, но слишком лаконично.
В частности, минобороны предпочло не называть стоимости каждого вертолета в отличие от КЧС, который дал разбивку по годам, вычленил стоимость технического обслуживания и наземного оборудования.
И хотя ответ из МО подписан руководителем аппарата, мы понимаем, что такая форма ответа была согласована с министром.
Почему же Имангали Тасмагамбетов предпочел не распространяться на эту тему? Почему решил не сообщать журналистам подробности?
Ведь вроде бы нечего скрывать! Правильное дело, хорошие вертолеты, выгодная сделка.
Или все-таки есть что скрывать? И если дать журналистам чуть больше информации, они уцепятся как за ниточку и вытянут какой-нибудь не очень запутанный клубок?
Или Имангали Нургалиевич, как опытный политик, предпочитает дистанцироваться от дурно пахнущего скандала, пусть даже и имеющего весьма-весьма отдаленное к нам отношение?
Или г-н Тасмагамбетов внутренне не согласен с решением о строительстве завода, о покупке именно этого типа вертолетов, просто не хочет высказываться против, соблюдает политес, но и активно поддерживать тоже не желает?
Все это очень интересные вопросы. И мы хотели бы получить на них ответы. Но, стремясь разобраться досконально, еще больше мы хотим, чтобы Имангали Нургалиевич ответил по существу на следующие вопросы:
1. Какова стоимость каждого вертолета из восьми Eurocopter EC145, купленных министерством обороны РК?
2. Что конкретно входит в эту стоимость?
3. Для каких конкретно целей приобретались данные вертолеты?
4. В каком состоянии находятся данные вертолеты? Как специалисты министерства обороны оценивают качество сборки, удобство, надежность приобретенных вертолетов?
5. Сколько вертолетов Eurocopter EC145 министерство обороны предполагает купить дополнительно к уже имеющимся восьми? Сколько из них будет приобретено в 2016 году? По какой цене?
6. В мае 2012 года на выставке вооружений KADEX-2012 был подписан документ о намерении приобрести для нужд министерства обороны 20 вертолетов Eurocopter EC725. Когда ожидается приобретение этих вертолетов? Это также будет продукция ТОО “Еврокоптер Казахстан Инжиниринг”?
Просим считать это официальным запросом и ждем ответа в предусмотренные законом сроки.
Алматы