И создать соответствующие стимулы для инвесторов? – такое мнение высказал председатель Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользования Александр МИЛЮТИН.
“Караван” решил разобраться, выгодно ли строить мини-НПЗ в Казахстане.
Строительство небольших НПЗ в регионах может решить проблему обеспечения страны недорогим бензином и дизельным топливом. Но нефти для таких заводов в стране все равно нет.
Топливо – даже из мусора
– С помощью мини-НПЗ, размещенных в различных регионах, можно создать систему, которая не только заполнит дефицит топлива на рынке страны, но и позволит перерабатывать отходы, – уверен директор ТОО “КазСпецТехнологии” Родион ФАЗЛЕЕВ. – Ведь эти установки можно настраивать под любой вид сырья. Они забирают практически все то некондиционное сырье, что невозможно переработать на крупных НПЗ: это тяжелая парафинистая или обводненная нефть, сливные нефтяные остатки, отработанные нефтепродукты, собранные на СТО, автомойках и АЗС. Также они могут перерабатывать и органические отходы. Например, кафе и рестораны обязаны собирать отработанный жир, на котором готовилась пища. И его можно перерабатывать в дизельное топливо! В подходящее сырье могут быть превращены листва, древесина, пищевые отходы, – рассказывает Р. Фазлеев.
В зависимости от качества исходного сырья можно получить бензин с октановым числом 54-62. До получения необходимого качества топливо “догоняется” введением необходимых присадок. Например, смеси спиртов, которые получаются при переработке мазута. Тогда топливо будет соответствовать стандарту Евро-3 и Евро-4.
– Эти заводы очень легко перестроить для более глубокой переработки. Из мазута можно получать газойль, печное топливо, строительно-дорожный битум, минеральные масла, смеси спиртов. При депарафинизации выходит парафиновый гач, который с удовольствием покупают химические заводы. При гидроочистке выделяется комковая сера, которую также можно продать. Современный мини-НПЗ – как конструктор: в основе у вас первичная разгонка нефти на продукты, с которыми можно работать и дальше. Причем чем сложнее продукт, тем дороже он стоит и тем эффективнее ваше производство, – утверждает Р. Фазлеев.
По его расчетам, Казахстану вполне хватит 12–15 мини-НПЗ в разных регионах страны, чтобы закрыть дефицит ГСМ.
– В случае перебоев поставок топлива такой город, как Алматы, начинает сразу задыхаться. Но если близ города есть небольшой завод, то при остановках крупных НПЗ либо при перебоях в поставках топлива он будет покрывать какую-то потребность города, стабилизировать рынок, – считает эксперт.
Заводы есть – нефти нет
Надо сказать, что сегодня в Казахстане уже действует сеть мини-НПЗ из 33 предприятий, которые перерабатывают от 10 тысяч до 1 миллиона тонн нефти в год. Правда, большая часть из них простаивает. Да и правительство регулярно грозит их позакрывать. Но есть успешные предприятия, которые работают на зарубежные рынки. Самый крупный из них находится на станции Достык на границе с Китаем. Правда, вся продукция по контракту, заключенному на 5 лет, отправляется в Китай.
В 2010 году в Актобе местные предприниматели похвастались проектом строительства в регионе мини-НПЗ мощностью 250 тысяч тонн. Завод даже был включен в план форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) региона. Но через полгода предприятие разорилось, так как перебрало кредитов. В 2011 году в план уже республиканской программы ФИИР был включен проект НПЗ ТОО “Актобе нефтепереработка” мощностью 300 тысяч тонн. Но и он застопорился.
– По словам работников акимата Актюбинской области, основной причиной, по которой эти заводы так и не были построены, стала нехватка нефти на внутреннем рынке. Всю нефть, что добываем, мы продаем за рубеж. Себе оставляем немного. Поэтому для работы даже мини-НПЗ с его небольшой мощностью надо иметь железный контракт на поставку сырья. На ворованном сырье работать не сможешь – замучаешься легализовать продукт, – рассказал “Каравану” один из собеседников.
Что дешевле обойдется?
В 2009 году правительство Казахстана приняло Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов страны на 2009–2015 годы. Согласно ему три НПЗ планируется реконструировать к концу 2015 года с увеличением глубины переработки до 90 процентов. Стоимость этой программы, по сводным данным КМГ, составляет 4 миллиарда долларов, или 580 триллионов тенге.
Чтобы покрыть дефицит переработки в 7,5 миллиона тонн нефти, можно построить 15 мини-НПЗ каждый мощностью 500 тысяч тонн, вроде того, что стоит на станции Дружба. Стоимость технологического оборудования такого завода – 27 миллиардов тенге. Значит, стоимость 15 НПЗ составит 2,7 миллиарда долларов. Плюс еще примерно треть от этой суммы – затраты на строительство, монтаж оборудования и создание инфраструктуры. Всего около 3,6 миллиарда долларов.
Это сравнимо с затратами на модернизацию трех крупных НПЗ. Но эффект от их работы будет получен уже через год после начала строительства. Подобные проекты уже по силам казахстанскому бизнесу. Значит, появится большое количество продавцов ГСМ, что скажется на цене на топливо. Это будут частные деньги, а не средства бюджета. А главное, весь рынок страны будет стабилизирован. Но для этого надо создать рынок нефти и рынок услуг по ее переработке.