Минэнерго предлагает поднять цены на газ - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Минэнерго предлагает поднять цены на газ

Минэнерго предлагает поднять цены на газ

Министерство энергетики предложило увеличить предельные оптовые цены на товарный газ на 15 процентов. Это должно стабилизировать общую ситуацию в газотранспортной системе страны. В последний раз тарифы поднимали в 2017 году. Но в 2019 году Совет Безопасности РК решил их снизить по всем регионам на 4–18 процентов. С тех пор цены не повышались.

  • 29 Апреля 2021
  • 9178
Фото - Caravan.kz

По предварительным расчетам, повышение предельных оптовых цен на газ на 15 процентов приведет к повышению розничных цен на газ для населения от 7 до 11 процентов, рассказал "КАРАВАНУ" директор юридического департамента АО "КазТрансГаз Аймак" Жасулан ЖИЕНБЕКОВ.

Как известно, товарный газ на внутренний рынок АО "КазТрансГаз" поставляет по ценам ниже его стоимости. И сложившаяся ситуация в скором времени может привести к коллапсу в отрасли. Нормативный срок эксплуатации магистральных газопроводов 25–30 лет. Но большая часть газотранспортной системы страны была построена еще в 60-е годы прошлого века. То есть она уже работает дольше, чем в нее было заложено.

Например, магистраль Бухара –Урал введен в строй в 1963–1964 годах, Карталы – Рудный – Костанай – в 1965-м, Средняя Азия – Центр – в 1967-м, Бухарский газоносный район – Ташкент –Бишкек – Алматы – в 1971-м, Макат – Северный Кавказ – в 1987 году. Им уже по 50–60 лет. За это время металл устает, растут риски утечки газа и пожара на газопроводах. Такие магистрали требуют постоянного ухода и ремонта. Мелкий текущий ремонт от беды не спасет.

Буквально 2 месяца назад в Оренбургской области России на магистральном газопроводе "Союз" произошел взрыв газа.

ЧП случилось недалеко от села Мухраново. Человеческих жертв нет. После взрыва ООО "Газпромтрансгаз Екатеринбург" отключил нитку и прекратил подачу газа потребителям до ликвидации аварии.

"Союзу" "всего" 40 лет. Его приняли в эксплуатацию в 1980 году. Он еще сравнительно "молод" по сравнению с основной частью газопроводов Казахстана. По нему наше голубое топливо поступает на Оренбургский газоперерабатывающий завод.

Магистральный газопровод Газли – Шымкент еще моложе. Он был введен в строй в 1988 году. Но летом 2019 года здесь тоже произошел взрыв. На территории Узбекистана. Причина – просачивание газа из трубы. Жертв, к счастью, не было. Но именно эта магистраль поставляет природный газ из Бухары на юг Казахстана.

По оперативным данным компании, за последние 5 лет было выявлено порядка 67 тысяч дефектов на газотранспортной системе Казахстана. Устранены из них только 9 тысяч.

Такая ситуация, уверен заместитель генерального директора АО "Интергаз Центральная Азия" Абзал КИСМЕТОВ, сложилась из-за постоянного сдерживания роста тарифов. И, как следствие, нехватки денег на восстановление и развитие всей газотранспортной системы. Что в итоге приведет к нарастанию количества закритичных дефектов и сохранению высокого риска аварийности инфраструктуры. Сдерживание или снижение тарифов на газ может привести в дальнейшем к непоправимому ущербу для страны. За чей счет газуем?

Подача газа может прекратиться не только в частные дома. Без топлива останутся предприятия ЖКХ, дающие электричество, тепло, горячую воду населению и предприятиям регионов.

Другая причина убытков компании – строительство новых газопроводов.

В конце 2019 года был сдан первый этап магистрального газопровода "Сарыарка", построено более 1 тысячи километров трубы Кызылорда  – Караганда – Нур-Султан. Проект стоил 267 миллиардов тенге. 102 миллирда тенге дал Евразийский банк развития (ЕАБР), купив облигации АО "АстанаГаз КМГ". Еще по 51 миллиарду напрямую кредитовали проект ЕАБР и Банк развития Казахстана. Эти деньги тоже надо отдавать. Единственный способ это сделать – поднять цены на газ.

Из-за ограничения нефтедобычи в рамках исполнения обязательств ОПЕК+ упала общая добыча в стране. Это сократило объем товарного газа, поставляемого "КазТрансГазу" по регулируемым государством ценам. Чтобы удовлетворить внутренние потребности в топливе, компании приходится закупать его из других источников.

Также повысилась цена покупки российского газа в рамках обменных операций с ПАО "Газпром".

При этом с прошлого года Узбекистан прекратил поставки в Казахстан. Чтобы покрыть потребности страны, часть казахстанского газа транзитом проходит через газотранспортную систему Узбекистана. Всё это увеличивает стоимость газа на внутреннем рынке.

АЛМАТЫ