– У меня был пациент, – рассказывает доктор Ли, – который прежде был главным инженером одной из карагандинских шахт. Я не поленился и поехал в город Сарань, где расположен наркодиспансер. И там главный нарколог области рассказал мне историю, как мой подопечный окончил школу с золотой медалью, затем институт с красным дипломом, взлетел до главного инженера шахты. В его подчинении были тысячи специалистов. И вдруг… опустился до уровня бомжа. Легко потерять, а потом трудно найти себя.
Другой пациент – владелец строительной компании, после того как прошел у меня лечение, стал приводить некоторых своих рабочих, чтобы они избавились от зависимостей. Потому что только трезвый человек может работать качественно и безопасно.
Однажды привел бомжа, которого подобрал на улице и принял к себе на работу. Тот был неплохим каменщиком. А через год этот человек, бывший бомж, приехал ко мне на машине. Где-то приобрел себе кузов и запчасти к “Москвичу”, сам собрал авто и катался на нем. Потом пришел сообщить мне, что купил квартиру. По тем временам в Алматы на ГРЭСе квартиры стоили недорого, около полутора тысяч долларов. Сделал ремонт и перевез туда маму. А на следующий год пришел уже вместе с беременной женой. То есть создал себе полноценную жизнь. И я всегда говорю пациентам, что к нам приходят не лечиться, а возвращать судьбу. А она держится на трех китах – это здоровье, семья, бизнес. Люди, потерявшие судьбу, теряют и здоровье, и семью, и работу. Тот человек из Караганды в свое время потерял работу, запил, ушел из дома в поисках лучшей жизни и оказался за бортом общества. На какой-то миг он потерял судьбу, стал случайным человеком в категории бомжей. А потом с нашей поддержкой вернулся обратно.
Что может гипноз?
– Судьба у каждого своя, – говорит Александр Ли. – Однажды, чтобы узнать, как будет проходить ремиссия одного из моих пациентов, я увел его не в прошлое, а в будущее. Это было в мае. В состоянии гипноза тот заявил, что через год в июле у него родится дочь. Когда я вывел его из гипнотического транса и сообщил об этом, он стал возражать: “Александр Пен-Шуевич, у меня жена бесплодна. Она не может родить!”. Получается, он сам не поверил в это сообщение. А через несколько месяцев прибежал ко мне с большими глазами и говорит: “Моя жена беременна!”. Потом у него родилась дочь. Когда ей исполнилось 18 лет, он привел ее ко мне. Это была уже высокая красивая девушка. И сказал ей: “Вот тот доктор, который знал, что ты появишься на свет еще за год до твоего дня рождения!”.
Мы все несем в себе божественное начало, у нас есть не только тело, но и дух, душа. Даже несмотря на то, что наша жизнь изначально как бы запрограммирована, каждый человек может менять свою судьбу. И я знаю несколько таких историй, когда человек, зная о своей участи, смог изменить всё.
– Какими методами вы лечите?
– Я всегда считаю, что лечить надо комплексно. Не исключаю ортодоксальную, то есть доказательную медицину. Но в нашем университете имени Асфендиярова, например, уже появилась кафедра восточной медицины. И то, что мы пока называем нетрадиционной медициной, в Китае веками является традиционной. Хотя, разумеется, надо понимать: если у человека аппендицит, его надо вырезать. Иглотерапией такое не вылечишь. Это гнойный процесс, если случится разрыв, может быть перитонит, сепсис и в итоге – смерть. То есть, чтобы спасти человека, надо применять хирургический метод лечения. Если есть перелом – его нужно фиксировать, а не пытаться заживить при помощи энергетических манипуляций!
Например, пациент приходит к нам, как правило, истощенный. И понятно, что сначала его нужно накормить и поговорить с ним. И я назначаю ему ортодоксальные методы: витаминотерапию, препараты, улучшающие работу сердца, желудка, печени, чтобы он восстановился. Плюс ко всему человек рожден хомо сапиенс (человек разумный), поэтому я разговариваю с ним о его проблемах и болезни. Если так можно выразиться, я готовлю из него врачевателя собственного тела. Он ведь должен понимать, какая болезнь в нем зародилась и что с ней делать. Родные, близкие люди обязательно должны находиться рядом. Зная этиологию, механизм происхождения заболевания, он уже будет вооружен, чтобы победить его. Вместе с родными мы создаем тот маленький Бермудский треугольник (врач, пациент и его родственники), который должен утопить все болезни. Плюс ко всему на период, когда больной блокируется, он может в любое время, не стесняясь, обратиться ко мне. Как супругам добиться взаимопонимания в сексе — эксперт
– А что, он находится в замкнутом пространстве?
– Нет. Есть такая форма, когда закрывают пациента. Но тогда при возвращении в социум он теряется. Поэтому, я считаю, человек должен жить в той обстановке, в какой жил всегда. И тогда его можно подкорректировать. Только в любой момент он должен иметь возможность получить бесплатную помощь и консультацию на то время, на которое он блокируется.
– И вы круглосуточно отвечаете на их звонки?
– Конечно. Даже если у него не хватает денег на телефоне, перезваниваю ему. Я считаю, лучше предупредить проблему, чем лечить последствия.
Удовольствие без допинга
– А что вы считаете трезвостью?
– Трезвость – это состояние, когда человек может получать удовольствие от жизни без всякого внешнего воздействия, без допинга. Дело в том, что в моей семье ни отец, ни мать никогда не пили и практически не курили. Я сам не пью, не курю и очень доволен этим. Однажды мой сын, которому сейчас 12 лет, сказал мне: “Папа, ты же не будешь пить пиво?”. Я говорю: “А почему я должен пить пиво?”. “Да, конечно, так лучше, ведь после пива люди становятся неадекватными!” – ответил он. И я понял, что в сыне формируется стойкое желание быть трезвым всегда. Это радует!
– Скажите, какие вообще бывают зависимости?
– Если о них говорить, не хватит и целого дня, потому что их великое множество. Это алкогольная, наркотическая, табачная, игровая зависимость. Есть шопоголики, нимфоманки (женщины, чрезмерно увлеченные сексом), бывает зависимость от вещей… Мы все страдаем зависимостями. Бывает чрезмерная, даже негативная любовь, которая приносит боль. Если говорить о семье алкоголиков, в которой есть один трезвый, то там его все ненавидят, потому что его зависимость от трезвости делает больно остальным. Это чужие друг другу люди. И нельзя сказать, что слово “зависимость” несет в себе только негатив.
– Какие зависимости, кроме алкогольной и наркотической, вам приходилось лечить?
– Пришла одна женщина и сказала: “Я проиграла в казино депозиты своего сына и мужа. В общей сложности что-то около полумиллиона долларов за 5 дней”. Но для меня важнее было то, что она приняла самостоятельное решение лечиться. В данном случае главное – мотивация. И мы пошли с ней по пути ее отношения к семье. То есть, чтобы победить эту проблему, мы создали для нее иную, положительного вида зависимость, которая могла бы победить то, что ее беспокоило. Перестроили ее мышление так, что у нее сформировалась зависимость от семьи, любимых сына и мужа.
– А может, чтобы избавиться от такой зависимости, доктор и не нужен? Важно лишь решение самого человека.
– Знаете, чтобы попасть во Францию, мне нужно обязательно воспользоваться самолетом, который доставит меня из Алматы в Париж. А если я пойду пешком, это будет долго и нудно. То же самое и здесь. Когда пациент приходит к доктору, он сокращает свой путь к достижению цели.
– И какой процент алкоголиков и наркоманов в результате приходит к доктору?
– О! Если бы каждый пришедший к нам алкоголик или наркоман решился на лечение, у нас бы не было ни плохих, ни хороших людей. Лишь малый процент из них понимает, что им необходимо изменить свою судьбу. И мы им даем еще время, чтобы они подумали.
Убедительный мотив
– Недавно у меня был пациент, который сказал: “Я даже не знаю, стоит ли мне бросать пить или не стоит? – продолжает нарколог. – С женой они живут уже 5 лет, и у них нет детей. Я объясняю ему: “Бог же видит, что ты ненадежный человек, поэтому на уровне подсознания жена и боится появления ребенка, у которого отец алкоголик. Но стоит тебе бросить пить, однозначно у тебя будут дети. Главное – мотивация. Если ты захочешь быть трезвым, у нее пропадет этот страх, и у вас появятся малыши. Хотя до этого он категорически заявлял, что ему никакое лечение не нужно, но стоило заговорить о семье, как его зацепило. И тогда он решил: буду лечиться! Конечно, бывают и другие виды мотивации, например, амбиции интеллектуала, который должен доказать миру, на что он способен в науке или продвижении своего бизнеса …
Чего боится алкоголик?
– А что за установки вы даете пациентам, которые нельзя нарушать?
– Даю установку от 1 до 5 лет, что он не пьет. Почему пиво опаснее водки
– Вы чем-то их пугаете?
– Нет, даю установку на здоровье и, если он выпьет, могут быть последствия. Из-за нарушения ее могут случиться паралич или другие последствия. И если он здравомыслящий человек и хочет продолжить дальше пить, то приходит, и мы снимаем с него эту установку. Но чаще всего на это никто не идет, потому что к нам обращаются те, кто решил начать жить по-новому.
– А если человек желает иногда по праздникам умеренно, без злоупотребления выпивать, а вы ему такую установку дали, что тогда?
– Нет, если человек имеет зависимость, то пить нормально он не может. Я могу сравнить это с таким заболеванием, как сахарный диабет. У человека с этим недугом не вырабатывается гормон инсулин. Смогу ли я научить его нормально пить чай с сахаром? Нет. Потому что, если он начнет пить чай с сахаром, у него поднимется уровень сахара в крови. И могут наступить критическое состояние, кома, осложнения в виде слепоты или необходимость ампутации конечностей и прочее. То есть я не смогу научить его нормально пить чай с сахаром. То же самое с алкоголиком.
Если у обычного человека алкоголь нейтрализуется самим организмом и в печени вырабатываются необходимые для этого ферменты, то у склонных к алкоголизму людей таких ферментов нет или недостаточно. И тогда развивается данное заболевание. Поэтому я не смогу научить его нормально пить. Алкоголик на всю жизнь алкоголик.
Вот честно признаюсь, я не могу пить нормально вследствие особенностей своего организма. У меня от алкоголя сразу же падает давление. Однажды еще в студенческие годы я работал в реанимации. И где-то на 5-й день после того, как я устроился на работу медбратом, там был маленький той. У нашей медсестры сын пошел в школу, и она накрыла стол. Поставили на стол коньяк. Я сказал, что не пью. Но они решили: раз не пьешь, значит, можешь настучать на нас. Я смотрю – реанимация, если что, меня спасут. Взял и выпил. Тут же побледнел. Мне измерили давление – 60 на 40. Тут же положили в отдельную палату, выходили и сказали: в следующий раз этому не наливать! С тех пор на застольях передо мной ставили только лимонад.
Поэтому я говорю, что в этой жизни нельзя пить тем, кто имеет зависимость. Надо ее заменить на другой допинг. Чаще всего такие люди становятся трудоголиками или начинают больше любить детей, искусство.
Многие мои пациенты начинают писать прекрасные картины, стихи. А в одной семье после избавления от этой зависимости супруги еще больше полюбили друг друга. Рассказывают, что по-настоящему увлеклись сексом. Стали даже на время отправлять своего ребенка к матери, чтобы предаваться любовным утехам, вместо того чтобы пить. И получают от этого большой кайф. Стали более собранными на работе, поднялись в карьере. Перешли на здоровый образ жизни и спорт. Мне лично нравится такая зависимость. Бакытжан НУРАЛИЕВ: Зависимость – дорога в никуда
– Получается, люди лишь поменяли вид зависимости?
– А почему бы нет? Вот когда снимают кардиограмму, то кривая идет то вверх, то вниз. И это нормально. А если линия ровная – это смерть. У людей должны быть чувства и зависимости. Только они бывают позитивными и негативными. Почему не стать зависимыми от любви к своим детям, супруге? Это ведь лучшие формы зависимости, чем наркомания и алкоголизм. Лучше любить цветы, чем грязь…
Алматы