Мал золотник, да дорог - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мал золотник, да дорог

Мал золотник, да дорог

Экономика простых вещей становится новым трендом. Именно ее предложил развивать в ходе телемоста, посвященного Дню индустриализации, Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

  • 14 Декабря 2018
  • 578
Фото - Caravan.kz

Президентский наказ

Запуск новых предприятий в День индустриализации стал казахстанской традицией. Открываются заводы, конечно, и вне знаменательной даты: только за этот год в стране запущено 100 новых объектов, всего же за годы индустриализации эта цифра достигла рекордного показателя в 1 250 предприятий.

– Создано более 300 тысяч рабочих мест. Сегодня 110 стран в мире потребляют нашу продукцию. За последние годы мы начали выпускать более 500 видов изделий, ранее не производимых в Казахстане, и экспортировать порядка 50 новых видов товаров, – сказал глава государства.

В этом году Президент дал старт работе 28 новых предприятий, среди которых – магистральный газопровод “Сарыарка”, который обеспечит газом север и центр страны, золотоперерабатывающий завод в Восточно-Казахстанской области, заводы по производству меди, железнодорожной и строительной продукции, 4 проекта в сфере энергетики, 5 – в сельском хозяйстве, 8 – в цифровизации. А также строительство БАКАД в Алматы, завод по переработке металлополимеров в Северо-Казахстанской области и другие.

Как подчеркнул Президент, благодаря новым производствам и технологическому перевооружению промышленности с элементами Четвертой промышленной революции экономика Казахстана должна перейти на принципиально новую модель развития, обеспечивающую конкурентоспособность на мировом рынке. Особенно – в рамках ЕАЭС и инициативы “Один пояс, один путь”.

– К 2025 году производительность труда должна вырасти в 1,7 раза, а экспорт продукции – в 2,3 раза.

На поддержку обрабатывающей промышленности и несырьевого экспорта мной было поручено выделить дополнительно 500 миллиардов тенге.

Данные средства будут направлены на расширение инструментов комплексной финансовой и нефинансовой поддержки экспортно ориентированных предприятий, – указал Президент Казахстана.

В то же время, как подчеркнул Нурсултан Назарбаев, отечественным бизнесменам необходимо стимулировать развитие “экономики простых вещей”. Нужно направить усилия на импортозамещение технологически несложных потребительских товаров.

– Мы импортируем одежду и всякую чепуху, которую в Казахстане можем сами делать. Бизнесу и нашей организации “Атамекен” надо обратить на это особое внимание. Мы витаем где-то в облаках: “заводы надо строить, транспорт надо делать”…

А люди нуждаются в простых вещах. Мы все одеваемся в заграничные дорогие одежды. Почему нам не производить это внутри, у себя?

Я знаю, что наша легкая промышленность очень хорошие товары производит сегодня. Не умеем рекламировать, не умеем пользоваться отечественной продукцией, – обратился к участникам телемоста Лидер нации.

От сложного к простому

– Что такое экономика простых вещей? По большей части речь идет о тех вещах, производство которых не требует сложных технологических решений: одежда, мебель, еда… Между тем мы импортируем около 40 процентов продуктов и 90 процентов одежды. Президент уже не раз говорил о том, что мы можем производить эти товары у нас, – говорит эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Жумабек САРАБЕКОВ.

Важным, по мнению эксперта, можно считать то, что эти мелкие по своей сути, но важные для страны производства решено поддерживать в рамках программы индустриализации. Во время телемоста Нурсултан Назарбаев рассказал, что уже поручил выделить дополнительные средства на кредитование приоритетных проектов. Причем позитивные примеры уже действующих в рамках экономики простых вещей в стране есть. Например, запущенный в ходе телемоста завод в Северо-Казахстанской области.

ТОО “Радуга” – это первое в Казахстане предприятие с полным циклом переработки вторичных полимеров. Пластик со всего Казахстана и приграничных районов России будет здесь превращаться в ведра, тазики и прочую нужную в хозяйстве продукцию.

– Нам в будущем надо больше уделять внимания именно таким проектам, потому что, как мы видим, крупные предприятия уже вполне жизнеспособны: у них есть экспортные рынки, иностранные инвестиции, – считает мажилисмен Айкын КОНУРОВ.

Но хватит ли одних лишь кредитов для роста экономики простых вещей? Как уверен Жумабек Сарабеков, чем меньше государство вмешивается в бизнес-процессы, тем лучше.

Доступ к деньгам, работающие и понятные законы – вот основа роста для малого и среднего бизнеса.

В то же время Айкын Конуров считает, что для такого развития нужен еще патриотизм всех граждан.

– Я очень надеюсь, что со следующего года, когда вырастет минимальная заработная плата, казахстанские работодатели увеличат оплату труда своих работников. Таким образом, вырастет покупательская способность населения и отечественные товары будут более востребованными. В то же время стоит понимать, что казахстанским бизнесменам сложно конкурировать с соседними странами – тем же Китаем, где экономика простых вещей уже давно отлажена, так что должно быть и желание со стороны казахстанцев покупать отечественное, – говорит он.

Управляющий директор по организации республиканских конкурсов НПП “Атамекен” Салтанат АБДИКАРИМОВА считает, что экономику простых вещей без участия местных исполнительных органов развить будет крайне сложно. Меньше импорта, больше экспорта

– Наш бизнес готов снабжать людей очень широкой линейкой товаров народного потребления.

У нас очень низкая плотность населения. Поэтому для продажи своей продукции бизнесу необходимо очень много тратить на доставку и информирование.

И все равно в Астане, например, мало кто знает о производителях Костанайской области, хотя по нашим меркам это соседние регионы. Я не так давно была в Японии, где плотность населения гораздо выше, но и там за продвижение товаров одной местности в других регионах страны отвечает муниципалитет. Их “акиматы” открывают магазины своей префектуры в другой префектуре.

В течение года они ведут мониторинг: как продается та или иная продукция, а потом по итогам года те марки, которые продавались хуже других, убирают с полок, отправляют на предприятие и в магазины маркетологов, которые выясняют, в чем там дело.

Потому что причин может быть много: не та упаковка, неправильное место на полке в магазине… Нам, мне кажется, надо перенять этот опыт, – говорит она.

Как отмечает представитель Нацпалаты, такой подход в итоге будет выгоден всем – со временем качественный товар становится брендом и уже не ему помогают власти, а он властям: популяризирует регион, платит налоги. А что еще надо для процветания страны?

АСТАНА