“Лишние люди” – возможно ли такое в Казахстане? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Лишние люди” – возможно ли такое в Казахстане?

“Лишние люди” – возможно ли такое в Казахстане?

Появится ли в ближайшее время на рынке труда большое число “ненужных” профессий? Действительно ли участь войти в категорию “лишних” грозит многим молодым казахстанцам? О необходимости профориентации с детства говорят специалисты центра “Нұр Бағдар” в Алматы.

  • 1 Июня 2018
  • 7294
Фото - Caravan.kz

– Сейчас в нашей стране достаточно сильно меняются тренды на рынке труда и в системе образования, – говорит директор по развитию ТОО “Нұр Бағдар” Саипжамал АБДУЛОВА. – Свои коррективы в этот процесс вносят вызовы цифровизации и технологическая революция. И от молодых людей требуется чрезвычайно ответственный подход к выбору своего профессионального пути.

Саипжамал Абдулова
Саипжамал Абдулова

К сожалению, наше общество за этими изменениями пока катастрофически не поспевает. На то есть свои причины.

Подростки и родители, которые выбирают специальность для своего чада, пока пребывают в плену убеждений, что работу можно получить лишь при наличии родственных связей или при помощи чьей-то “сильной руки”.

При этом будто бы неважно, по какой специальности. Люди полагают, что главное для успешного трудоустройства – иметь корочку о высшем образовании. Но “тучные” нулевые годы, когда такая практика процветала, прошли. А кривое зеркало родительских установок и отсутствие опыта не позволяют молодежи увидеть реальную ситуацию на рынке труда и тех трендов, которые уже проявляются и появятся в перспективе.

– А действительность сейчас такова, – продолжает мысль сотрудник ТОО “Нұр Бағдар” кандидат философских наук Жанар МАМБЕЕВА, – что многие нынешние профессии в среднесрочной перспективе в цивилизованном мире уже на грани исчезновения, начиная с бухгалтера, почтальона, водителя, юриста. И пока нам остается радоваться, что мы находимся на периферии технологического прогресса, и к нам эти новшества придут с определенной задержкой.

Но уже сейчас в родительской среде, где есть подростки 13 лет и старше, люди должны понимать: скоро и к нам придут автомобили-беспилотники, цифровой бухучет, не нужны будут банкиры! Представляете! А их функции будет выполнять виртуальный банкинг.

На данный момент на электронной бирже труда по всему Казахстану зарегистрировано 33 тысячи вакансий. Между тем мы встречаем там людей с высшим, а то и двумя-тремя высшими образованиями, которые не могут устроиться на работу по специальности. И нередко среди них оказываются кандидаты и доктора наук. Так в чем же дело? Настричь на хлеб с маслом: какие специальности будут востребованы в Казахстане в ближайшие годы

– Все просто. Отечественный рынок труда находится под прессом избыточной массы финансистов, преподавателей, юристов и прочих специалистов с высшим образованием. Вот что бы я сделала, будь я преподавателем, потерявшим работу?– моделирует ситуацию Жанар Мамбеева. – (Однажды, кстати, я уже побывала в таком переплете.) Тогда я стала бы изучать возможности рынка труда. А на нем требуются повара, слесари, электрики, врачи, разнорабочие и так далее. И что?

Заведи себе мечту!..

– Мы, старшее поколение, помним большой исход на заре становления нашей независимости профессионалов из педагогики, науки, инженерии в кластер торговых работников, – продолжает Жанар Мамбеева. – Тогда многие ушли торговать на рынки и базары, стали шопниками. Именно эти люди открывали первые фирменные бутики и торговые центры.

Жанар Мамбеева
Жанар Мамбеева

Что мы имеем сейчас? Сходную ситуацию. В последние годы именно торговля снова становится основными драйвером экономики. При всем обилии торговых точек они все открываются и открываются, рынки растут и расширяются, приобретая новый, более цивилизованный вид.

И снова для нашей братии учителей и педагогов открывается дорога в ритейл (продажа товаров в розницу).

А в кризисы и периоды неопределенности, когда трудно найти работу и трудоустроиться, выигрывает кто? Мечтатели, которые с детства стремились кем-то стать, когда вырастут.

Все импульсы своей души они направляют к мечте, расширяют знания, развивают навыки, чтобы состояться в намеченной будущей профессии. Ходят на кружки, посещают клубы, участвуют в конкурсах.

В случае неудачи при поступлении в вуз или отсутствии возможностей для продолжения обучения они продолжают интересоваться любимым делом, и тогда вся Вселенная начинает помогать им, приближает их к мечте. Сколько мы знаем таких случаев, когда именно мечта сделала лучших врачей из медсестер и медбратьев, лучших инженеров из простых механиков, лучших писателей – из профессиональных переводчиков!

Не спи – замерзнешь

– Пока же в нас поселилось такое ощущение, что страна спит, – продолжает тему Саипжамал Абдулова. – Спит с точки зрения глубинного осознания того, что через 10–15 лет на рынок труда выйдут молодые люди, которые выберут себе профессию по каким угодно причинам, только не следуя своей мечте и заветной цели. Потому что мечты-то у них нет.

К тому же, по данным наших социологических исследований, подавляющее большинство старших школьников в своей системе ценностей даже не имеет такой категории, как труд и профессиональная самореализация! Их система ценностей не ориентирована на это.

Хорошо, конечно, что там присутствуют пока такие категории, как любовь, дружба, хорошая семья, развлечения, хобби, здоровье… Но отсутствует ценность труда. А само материальное благополучие для них как бы сваливается “неизвестно откуда”. В итоге они позволяют себе учиться спустя рукава, а выходя из учебного заведения, имеют низкую квалификацию. В конце концов они начинают осознавать, что профессия, которую они получили, им абсолютно не подходит. И, “подарив” диплом маме с папой, они снова оказываются в тупике, не зная, что предпринять.

А если все же решают работать в соответствии с полученным дипломом, то сталкиваются с крайне неприятной для себя ситуацией: на рынке труда их никто не ждет!

Либо они сами со своими дипломами никому не нужны, либо их квалификация столь низка, что работодатели не рассматривают их, как сколь-нибудь привлекательную рабочую силу.

Что им предпринять? Переквалифицироваться? Или соглашаться на любую работу, лишь бы взяли? А уже и семью пора создавать, и детей заводить. И накапливается у молодого человека ощущение своей ненужности и невостребованности, раздражение, усталость, агрессия, депрессия, когда лишь алкоголь и наркотики позволяют на время забыть о безрадостной действительности. Как рабочие-роботы могут помешать выполнению программы самозанятости в Казахстане

– А сейчас, если учесть, что у нас, – продолжает мысль Жанар Мамбеева, – уже вступило в силу межгосударственное соглашение о трудовой миграции в странах ЕАЭС, и специалисты из Армении, Кыргызстана, Беларуси могут спокойно трудоустраиваться в нашей стране, то уровень конкуренции на рынке многократно возрастает. Разработчики Атласа новых профессий, как и отечественные эксперты, говорят о тревожных прогнозах в области трудоустройства для молодых людей, конкретно настраивая их на то, чтобы они как можно раньше, еще во время учебы, начинали параллельно работать. Чтобы на рынок труда выходили во всеоружии с уже имеющимися навыками.

Но у нас все мыслят себя бастыками!

При таком образе мышления, действительно, среди молодых казахстанцев могут появиться “лишние” люди.

Как выжить в конкурентной борьбе?

В будущем реализовать свой потенциал смогут лишь те дети и подростки, считают специалисты “Нұр Бағдар”, которые взрастят свою мечту, сформируют цель и осознанно выберут профессиональный путь. А родители и общество помогут им в этом.

Эксперты давно заметили, что Болонская модель образования, которой мы следуем сейчас, хотя и является лучшей для массового и универсального образования, но во многом снижает его уровень.

Между тем нас не так много в этой стране, чтобы внедрять практики очень среднего и очень массового образования. Нам бы вернуться к более глубокому персонифицированному обучению, с настоящими экзаменами, персональным собеседованием, с индивидуальной подготовкой. В этом отношении профориентационная диагностика и выявление уникальных особенностей и талантов каждого ребенка со школьной скамьи могла бы всколыхнуть среднее образование, повернуть его в русло осознанного профессионального выбора.

А в целом профориентация – это не только определение личностных особенностей подростка, это еще и его информированность о мире профессий, о возможностях странового и регионального рынков труда.

– Сейчас наш профориентационный центр “Нұр Бағдар” совместно с российским Центром тестирования и развития “Гуманитарные технологии” работает над созданием цифровой профориентационной платформы, которая реально приблизит нас к будущему, – говорит Саипжамал Ниязовна. – Она даст возможность проводить профориентационную работу с учащимися с 1-го по 11-й класс, с диагностикой их интересов, способностей, личностных особенностей, отслеживанием их роста в динамике, с формированием мечты о профессиональной самореализации.

Алматы