Прекрасная девушка гуляла по степи и обронила каркару – драгоценный головной убор, украшенный дорогими камнями и высокими перьями. Камни рассыпались по земле. Изумруды превратились в густые леса. Бриллианты обернулись прозрачными озерами. Рубины выросли горными массивами. Белоснежные жемчуга накрыли горы снежными шапками. Перья улетели в небо и обернулись прекрасными белыми птицами. И на месте девичьей потери родился уникальный край – Каркаралы. Удивительный зеленый оазис посреди бесконечных степей Сары-Арки.
Одно из красивейших заповедных мест нашей страны.
Но Каркаралинск – это еще и яркая история, где самым удивительным образом переплелись легенды и были.
Город на караванной тропе
Маленький безымянный поселок на берегу горной речушки возник в этих краях еще в XVIII веке. Вдоль Каркаралинской горной гряды пролегали караванные пути из Средней Азии в Сибирь. Усталые караванщики находили в уединенном горном поселке приют, отдых, пищу и… полезную информацию. Жители, обосновавшиеся здесь, были самыми первыми в Казахстане маркетологами. Они знали, какой товар и куда везли предыдущие караваны. Насколько успешна была торговля у тех, кто возвратился недавно. Где нынче спрос на кожу и шерсть. Этой информацией они делились с караванщиками. Возможно, не бесплатно. Впрочем, это только наши предположения.
Официальная же история говорит о том, что в начале XIX века царская Россия обратила свой взор на этот стратегически важный пункт. В 1822 году граф Сперанский составил известный “Указ о сибирских киргизах”, которым ликвидировал ханскую власть в Центральном, Северном и Западном Казахстане. А 8 апреля 1824 года был издан указ об образовании Каркаралинского округа. Здесь была заложена крепость. Через три года она была преобразована в казачью станицу. Вскоре станице был присвоен статус города. Таким образом, Каркаралинск стал первым городом на необъятной территории Сары-Арки. И оставался единственным почти до конца XIX века, когда на трактах, которые мы теперь называем Павлодар – Акмолинск – Семей, начали появляться населенные пункты и почтовые пикеты, которые со временем тоже вырастали в города.
Степная демократия
В образованном городе Каркаралинске, объединившем 48 волостей, правителей… выбирали. По “Уставу” Сперанского аулами правили аульные старшины, они избирались на три года и утверждались в волостях. Во главе волости стоял волостной султан. Тоже избранный народом. Округом правил ага-султан, или старший султан. Обязательным условием было наличие при нем четырех заседателей – двух русских и двух казахов. Их выбирали на два года и называли почетными биями. Ну чем не демократия? Старшим султаном назначался самый умный и самый авторитетный человек тех краев. А знаете, кто был старшим султаном Каркаралинского округа? Кунанбай Ускенбай, отец будущего великого поэта и просветителя казахского народа Абая Кунанбаева.
За старшим султаном Кунанбаем числится немало добрых дел. Он сделал то, что не сделал до него ни один правитель Каркаралинска, – построил мечеть. Первую мечеть в казачьей (напомним) станице. Царские кураторы лишь порадовались, узнав, что у каркаралинских казахов (или киргизов, как называли их тогда) появился свой божий храм, где люди служат своему богу, где проповедуются добро и справедливость. На многие годы мечеть Кунанбая стала местом паломничества казахов Сары-Арки.
Мечеть ликвидировали коммунисты. При советской власти она была варварски изничтожена. И только несколько лет назад благодарные потомки первых каркаралинцев, живущие уже в независимом Казахстане, полностью восстановили уникальное по архитектуре и красоте здание. Сегодня мечеть открыта, как и 150 лет назад. Подарок ага-султана Кунанбая вернулся к народу.
Генералы белые и красные
Кунанбай вошел в историю Каркаралинска как справедливый и здравый правитель. А знаете, кто состоял при Кунанбае переводчиком? Николай Георгиевич Корнилов! Потомственный казак, прочно обосновавшийся в казахской казачьей станице. У Николая Корнилова было четыре сына. И один из них – Георгий – стал отцом мятежного генерала белой гвардии Лавра Корнилова.
Каркаралинск в те времена представлял собой удивительное поселение. Где гармонично и одинаково свободно развивались две культуры. Николай Корнилов в совершенстве говорил по-казахски. Нам доподлинно неизвестно, владел ли казахским языком генерал Лавр Корнилов. Но то, что его матерью была казашка, это точно. История, к сожалению, не донесла до нас письменных документальных свидетельств на этот счет. Но документы не требуются, если взглянуть на монгольские скулы и азиатские глаза последнего верховного главнокомандующего Временного правительства.
Каркаралинцы вам охотно покажут дом, где прошло детство белого генерала. Там нет табличек. И вообще память о нем никак и никем не увековечена. Это и понятно, основные исторические зарубки все-таки вершились у нас в советские времена. Так что Корниловых здесь просто помнят. Еще помнят.
Памяти другого генерала – Карбышева – повезло больше. Генерал Советской армии, Герой Советского Союза Дмитрий Карбышев, замученный фашистами в концлагере Маутхаузен, родился в Омске. Но его родители много лет жили здесь, в Каркаралинске. И казачий офицер Михаил Карбышев служил у сотника Георгия Корнилова (да-да, у отца генерала Корнилова!). Семья Карбышевых была весьма зажиточной, ей принадлежал большой земельный надел. Памятливые и учтивые каркаралинцы впоследствии назвали село, возникшее на том наделе, Карбышевкой.
Два рубля серебром за барана!
Несмотря на столь яркие военные корни, Каркаралинск никогда не был военным форпостом. Но зато почти сто лет здесь была самая большая и самая знаменитая ярмарка – Кояндинская!
Устроив политическую и социальную жизнь своей станицы, казахи и казаки окинули любопытным взором свои владения. И неудивительно, что их глаз упал на те самые торговые караваны, которые по-прежнему проплывали мимо Каркаралинских гор, все также находя здесь приют, отдых, пищу и весьма полезную информацию. Но смекнули местные деловые люди: а, собственно, почему эти караваны плывут мимо них? И начали активно участвовать в торговом процессе.
Считается, что первые торги здесь открыл купец Варнава Ботов в 1848 году. Он скупал скот у казахов, перепродавал его, отправлял дальше. Короче, торговал широко. На следующий год к нему присоединились новые купцы, и, естественно, появились новые покупатели. Еще через год по весне в Каркаралинск прибыли, как сказали бы сегодня, торговцы из ближнего и дальнего зарубежья. И зашумел международный базар! Сибирь и Урал, Средняя Азия и Западный Китай – все были представлены здесь своей продукцией. Кочевники – скотоводы со всей степи – с нетерпением ждали лета и гнали в Коянды тучные стада. Для них это был единственный шанс продать и купить товар.
Принятой конвертируемой валютой Кояндинской ярмарки был двухгодовалый баран, его денежный эквивалент составлял два рубля серебром.
20 лет ярмарка возникала стихийно, без всяких объявлений и сообщений. Два десятилетия народ бойко торговал в свое удовольствие. Но в 1869 году опомнилась местная власть, и уездная администрация направила ходатайство о признании Кояндинской ярмарки официальной торговой точкой. Администрация преследовала материальный интерес, поскольку теперь торговцы стали платить пошлину. Однако под государственным крылом ярмарка не зачахла, а напротив, расцвела до невиданных размеров. К 1900 году здесь имелось 30 магазинов, 276 лавок и 707 юрт. Торговая площадь занимала 55 квадратных километров!
“Торговые ряды размещались в четыре длинных ряда. В двух центральных торговали мануфактурой, чаем и другими товарами российские и сибирские купцы. В соседних – казахские, среднеазиатские и китайские купцы. Здесь торговали шелками, коврами, восточными сладостями, хлебом и кумысом. Но главным товаром на ярмарке был скот. Ежегодно на продажу поставлялось свыше 200 тысяч лошадей, коров, овец и коз”, – пишут историки тех времен.
На ярмарку, за песнями!
Но помимо торгово-экономического значения совершенно уникальный вклад внесла Кояндинская ярмарка в развитие культуры. Сюда съезжались лучшие певцы и артисты. С утра до вечера торговля сопровождалась зрелищными представлениями: айтысами, выступлениями. Волостные бии проводили свои съезды. Мировые судьи решали дела.
Здесь постепенно возникли почтово-телеграфная контора, государственный банк, здание суда, жилые дома. Для мусульманского населения был открыт магометанский молитвенный дом, для христиан построили небольшую часовню. Купцы богатели. Оседали в этих краях. Строили дома деревянные, резные или из красного кирпича, столь непривычные степному вкусу. Крепкие, построенные на века, они и по сей день стоят как новенькие, без единой трещинки.
Местные жители уверяют, что в тех домах – немало кладов, которые попрятали купцы. Вот только никто их не решается искать. Есть на то одна историйка. Рассказывают, однажды кладоискатели решили покромсать подпол дома купца Рязанцева, известного своим баснословным капиталом. Пришли они как-то ночью, только за лопаты взялись, а тут вдруг появился сам Рязанцев и давай им пальцем грозить. Говорят, так и бродит дух купца по ночам, охраняет купеческие захоронки.
Ах, если бы не революция, кто знает, возможно, сегодня на месте Каркаралинска уже стоял бы мощный мегаполис не хуже Шанхая. И уж точно не меньше Урумчи!
Но с приходом советской власти торговые пути опустели – мало кто из иностранных торговцев отваживался сюда идти. В 1930 году Кояндинская ярмарка была окончательно закрыта. Торговые ряды разобрали и отдали колхозу, который был образован на месте ярмарки. Потом колхоз стал совхозом, потом крестьянским хозяйством. Но центральная усадьба и по сей день называется селом Кояндинским.
По Ведьминой речке к Чертову озеру
Запад узнал об уникальном крае Каркаралы в середине XIX века. Благодаря “Географо-статистическому словарю Российской империи” под редакцией известного путешественника Семенова-Тяншанского. Ученый впервые опубликовал подробный и эмоциональный отчет о Каркаралы, о богатстве и красоте природы, о каменных загадках, оставленных древними людьми. Оставил свои записи также знаменитый путешественник-этнограф Потанин. В дальнейшем в истории и природе Каркаралы черпали вдохновение многие великие писатели, поэты, композиторы.
А легенды Каркаралинска ложились в основу бессмертных произведений.
На основе местных легенд Муканов написал чудесную поэму “Сулушаш”, действие которой связано со знаменитым озером Шайтанколь. По странному капризу народных повествований самое прелестное горное озеро назвали Шайтанколь (Чертово озеро). И приписывают ему самые мрачные качества.
Чертово озеро расположено высоко в горах, на высоте 1200 метров над уровнем моря. Кто видел его хотя бы однажды, не забудет никогда. Это ярко-голубая чаша воды, окруженная крутыми скалами и почти непролазным лесом. Как утверждают местные знатоки, никто еще ни разу не увидел его дна. Как оно могло образоваться здесь, в лесной чаще, среди скал? Есть версии, что оно располагается в жерле потухшего вулкана. Но доподлинно никто не знает. Потому что никто не изучал его подробно.
С Чертовым озером связано немало легенд, где, как вы догадываетесь, все очень плохо кончается. Влюбленные гибнут, тонут, исчезают. А местный люд, естественно, постоянно встречает здесь то леших, то русалок, то чудищ… Страх нагоняет еще и необъяснимая атмосфера Чертова озера. Здесь птицы не поют, ветер не шумит, даже комары не пищат. Почему? Черт его знает, почему! Не пищат – и все. И тишина… Мертвая.
По преданиям, в начале прошлого века православные каркаралинцы привели на озеро батюшку и попросили освятить недоброе место. Батюшка освятил, окропил и постановил называть отныне озеро Святым. И в доказательство велел установить на крутом скальном обрыве большой каменный крест. Недолго крест простоял. Говорят, прямо на глазах у православных закачался и рухнул в темные воды. Чертово – оно и осталось Чертовым.
Чудеса природы
Горные озера Каркаралинска – сказочно красивое явление природы. Образовавшиеся в скальных выемках, они рассыпаны по горным склонам, как хрустальные камни. Одно из самых знаменитых – озеро Бассейн. Вот уж чудо, каких поискать. Ветер и время выдолбили в базальтовой скале идеально ровный фундамент, с одинаковыми параметрами глубины по всей площади, дожди, горные речки и талые воды наполнили его, и получился натуральный Бассейн. Такого вы не увидите больше нигде.
Чудес природы здесь немало – карликовые скальные сосны высотой в две ладони, каркаралинский барбарис, который больше не встречается нигде на всем земном шаре. Только здесь растет особый вид полыни, из которого получено первое отечественное лекарство против некоторых видов рака арглабин. Здесь вьется можжевельник и танцуют березы. Здесь в Национальном заповеднике из рук человека угощаются морковкой могучие зубры. А высоко в горах еще встречаются реликтовые каркаралинские архары, за голову которых иностранцы платят миллион тенге. Кстати, все попытки человека расширить территорию обитания этого великолепного животного закончились неудачей. Горный архар счастлив только в Каркаралы.
Татьяна ТЕН, Валерий ПЕТУХОВ (фото)