Легендарная Дина НУРПЕИСОВА. Возвращаясь к истокам - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Легендарная Дина НУРПЕИСОВА. Возвращаясь к истокам

Легендарная Дина НУРПЕИСОВА. Возвращаясь к истокам

Имя Дины НУРПЕИСОВОЙ дали детской музыкальной школе № 1 города Уральска сразу после ее смерти в 1955 году. Но первая попытка увековечить память легендарной кюйши осталась незамеченной ни в школе, ни в городе, ни в области. Распоряжение восприняли как формальность, не требующую исполнения. Документы положили под сукно, где они пролежали почти полвека.

  • 28 Ноября 2014
  • 5664
Фото - Caravan.kz

В советские годы были даже попытки присвоить школе имена других известных композиторов, отбросив имя Дины Нурпеисовой.

Колыбель музыкального образования

Десять лет назад у руля школы встал известный музыковед-историк Сергей ПОГОДИН. Он по крупицам собрал архивные документы об истории первой в Казахстане детской музыкальной школы, открытой в 1934 году решением Совета народных депутатов.

– Тогда это был интернат для одаренных детей. Располагался он в двухэтажном здании по улице Некрасовской среди вековых дубов и акаций (бывший Столыпинский бульвар). Первый набор состоял всего из 12 аульных ребят с музыкальными данными, собранных по всей Уральской области. Зачастую классы не отапливались, было плохо с питанием, но все превозмогало желание стать артистом, музыкантом, – говорит директор детской музыкальной школы № 1 Уральска Сергей Погодин.

У истоков создания в 30-е годы музыкальной школы в далеком провинциальном городе стоял руководитель солдатского оркестра Михаил БИМБОЭЛС. Чем это было обусловлено, теперь никто сказать не может. В то время в Уральске были очень сильны традиции паркового исполнительства. Здесь было несколько парков, везде звучала музыка, играли оркестры. В эти оркестры нужны были музыканты, скорее всего, этим и объясняется пионерский подход к делу, предполагает Погодин. Поначалу детей обучали игре на трубе и баяне. Затем в советские годы обучение велось в основном на фортепьяно, скрипке и русских народных инструментах.

В годы Великой Отечественной войны музыкальная школа продолжала работать. Дети вместе с педагогами регулярно выступали перед ранеными солдатами. Их эшелонами привозили из Сталинграда в многочисленные госпитали Уральска.

Национальное достояние

Среди первых выпускников школы были будущие выдающиеся деятели музыкального искусства республики: народная артистка СССР Роза ДЖАМАНОВА, первый казахский музыковед, профессор Бисенгали ГИЗЗАТОВ, звезда мирового уровня, лауреат всевозможных конкурсов Захар БРОН, заслуженная артистка России Ирина КОТЕЛЬНИКОВА и другие.

Учащиеся достигли больших высот благодаря таким педагогам, как Нина ПОПОВА, Наталья ДОБРЯНСКАЯ, Светлана АБРАМОВА. Уральская скрипичная школа известна за пределами не только Казахстана, но и СНГ. Выпускники школы, продолжив образование, выступают на мировых сценах. Еще здесь работает единственное в городе театральное отделение, среди преподавателей – сама главный режиссер областного театра Оксана МАЛУША и опытнейший педагог Любовь МУТАГАРОВА.

В последние годы широкую популярность получило отделение казахских народных инструментов. А несколько лет назад открылся единственный в Казахстане класс по обучению жанру терме. Это особая манера пения в сопровождении домбры, присущая только исполнительскому искусству Западно-Казахстанской области.

– Жанр этот берет свое начало с манеры исполнения знаменитого термеши Мухита МЕРАЛИЕВА, уроженца Западно-Казахстанской области, – рассказывает Сергей Погодин. – Затем его традиции продолжил Гарифолла КУРМАНГАЛИЕВ. Искусство исполнения терме передавалось детям, потом внукам. В учебных заведениях этому нигде не учили. Преподаватели школы сами разработали учебную программу.

Теперь на любом конкурсе детского исполнительского искусства равных маленьким термеши музыкальной школы № 1 Уральска во всей республике нет. Ежегодно здесь проводятся вечера музыки Курмангазы, Даулеткерея, Дины Нурпеисовой. Творчество этих трех столпов казахской нацио­нальной музыки, выходцев из Приуралья, обязан знать каждый образованный человек, считают педагоги. На эти вечера обязательно приглашаются родители, а также учащиеся из обычных школ.

Экспедиция в историю

Несмотря на давно признанное в стране величие Дины Нурпеисовой, на родине к реальному увековечиванию ее памяти приступили совсем недавно. Всего три года назад, спустя 150 лет со дня рождения, был установлен памятник виртуозной исполнительнице в поселке Жангала. И лишь недавно в официальных документах 1-й музыкальной школы Уральска появилось имя Дины Нурпеисовой. В прошлом году педагоги во главе с заведующим отделением казахских народных инструментов Аскаром КЕНЖЕГАЛИЕВЫМ организовали фольклорно-этнографическую экспедицию на ее родину – в Жангалинский район Западно-Казахстанской области.

Считается, что Жангалинский и Бокейординский районы, расположенные на юге области в песках Нарынкум, обладают космической энергетикой, не поддающейся объяснению. Не случайно здесь родилась целая плеяда музыкантов, прославивших казахское музыкальное искусство: КУРМАНГАЗЫ Сагырбаев, ДАУЛЕТКЕРЕЙ Шигаулы, Мамен МУРАТУЛЫ, Дина НУРПЕИСОВА, Кали ЖАНТЛЕУОВ

– Главная цель – собрать как можно больше материалов о жизни и творчестве Дины Нурпеисовой для открытия собственного музея ее имени в нашей школе, – рассказал “Каравану” руководитель экспедиции Аскар Кенжегалиев.

Уроки Курмангазы

На родине кюйши еще живы те, кто слушал музыку Дины Нурпеисовой, живы ее потомки. Она – уникальное явление на казахском музыкальном олимпе.

Родилась Дина Нурпеисова в 1861 году в местности Бекетай-кум Жангалинского района в семье бедняка. Отец девочки Кенже прекрасно играл на домбре, поэтому не случайно в пять лет маленькая Дина освоила инструмент. К девяти годам она исполняла все кюи, известные ее отцу. Молва об игре на домбре чудо-девочки распространилась по степи. В это же время в аул, где жила семья Дины, приехал основоположник казахского кюя Курмангазы Сагырбаев. Прослушав игру девочки на домбре, он дал ей высокую оценку, согласился быть ее учителем и опекал Дину следующие 11 лет – вплоть до ее замужества. Она сопровождала великого кюйши в поездках по аулам, где проходили состязания домбристов. Впоследствии исполнительница вспоминала эти годы как самые лучшие, самые счастливые, оставившие в ее сознании глубокие и светлые впечатления. А Курмангазы называл ее лучшей ученицей.

Всесоюзное признание

Несмотря на трудную и долгую жизнь, которая ей была уготована судьбой, Дина Нурпеисова никогда не расставалась со своей верной подругой – домброй. И домбра отвечала ей такой же преданностью. Игру на этом инструменте Дина Нурпеисова довела до совершенства. Не случайно ее называли Джамбулом кюя. Ее виртуозную манеру исполнения не мог повторить никто. Академик Ахмет ЖУБАНОВ отмечал: “Исполнительские приемы Дины были уникальными, не встречавшимися ни у одного из последователей Курмангазы, Даулеткерея и многих других народных композиторов. Талантливая домбристка создала свою собственную исполнительскую школу”.

Начав свою жизнь в феодально-патриархальном обществе, она пережила Октябрьскую революцию, строительство социализма, Великую Отечественную войну.

В 1937 году 76-летняя Нурпеисова поехала в Алма-Ату для участия во втором слете художественной самодеятельности. Ее выступление имело большой успех. По приглашению организаторов слета домбристка осталась жить в столице Казахстана. В 1939-м она выступала в Колонном зале Дома Союзов в Москве как участница 1-го Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах. В споре лучших музыкантов со всего СССР она стала одним из главных лауреатов.

Дина Нурпеисова прожила 94 года. И до последних минут своей жизни не расставалась с домброй. По рассказам очевидцев, перед самой кончиной она попросила принести ей домбру. После нескольких любимых аккордов ее пальцы застыли, глаза закрылись…

Возрождение старинной домбры

Дина Нурпеисова играла на домбре, струны которой были сделаны из бараньих жил. Звучал инструмент совсем по-иному, нежели современная домбра.

– Мы хотим возродить инструмент, на котором она играла, – подчеркнул Аскар Кенжегалиев. – Я изготовил струны из бараньих жил, поэтому звучание будет другим. Мы также хотим открыть специальный класс Дины Нурпеисовой, где лучшие ученики будут учиться играть на возрожденном инструменте великой кюйши. Дети прикоснутся к истории, почувствуют звучание старинного инструмента.

В ближайшее время в школе планируется открытие музея Дины Нурпеисовой, где будут выставлены экспонаты, связанные с жизнью и творчеством кюйши. В этом году детская музыкальная школа № 1 Уральска отмечает 80-летний юбилей. К этой дате администрация Жангалинского района, откуда родом знаменитая исполнительница, решила преподнести подарок – у входа в здание школы установить бюст легендарной кюйши. Можно сказать, что спустя столько лет справедливость восторжествовала. Лучше поздно, чем никогда.

Уральск