Причем толстеют малыши зачастую именно в школьных стенах и на казенных харчах. А заодно приобретают предрасположенность к сахарному диабету, инфаркту и даже раку.
Сладкая школьная жизнь
Когда эксперт по детской безопасности и семейному развитию Динара КУСАИН подсчитала калории дневного меню своей дочери-второклассницы, она пришла в ужас: 2 400 килокалорий за 3 приема пищи. Предполагается, что дома ребенок еще и поужинает. Хотя по рекомендациям диетологов суточный рацион детей 6–9 лет не должен превышать 1 800 килокалорий. Получается, что детей кормят фактически на убой. И это далеко не фигуральное выражение.
– Мой ребенок ходит в частную школу. В прошлом году из-за карантинных ограничений они в школе не ели, а в этом уже нам пришлось столкнуться со школьным питанием. В первый же день моему ребенку, который приучен пить только воду, налили за завтраком сладкий чай, – рассказывает женщина.
У себя на странице в Facebook она опубликовала злополучное меню. И на первый взгляд детей в их школе кормят очень даже неплохо: молочная каша, чечевичный суп, фрикадельки, салатик.
Основная проблема этого меню, как подчеркивает Динара, в переизбытке сахара. Он есть практически везде: в каше, напитках, к которым предлагается сладкое печенье…
– Именно потребление сладких напитков, как газированных, так и негазированных, является основным фактором развития сахарного диабета. Потому что в жидком виде сахар очень легко всасывается в кровь, – объясняет она.
На все возмущения женщины в школьной столовой лишь разводят руками: они готовят строго по стандарту, одобренному Казахской академией питания. И если недоложить сахарку в чай или масла в кашу, поваров могут и наказать. Максимум, что могут сделать в школе – это по личной договоренности с родителем не давать сладкое его ребенку.
Кто заплатит за овощи?
Эксперт Динара Кусаин в прошлом году участвовала в обсуждении стратегии по профилактике детского ожирения и избыточного веса у детей.
– Этот документ был разработан на основе масштабного исследования и с учетом рекомендаций ВОЗ. Также использовались данные Международной всемирной федерации ожирения, использовались данные большого исследования, которое проводил Казахстанский национальный центр общественного здравоохранения. Один из разделов этой стратегии говорит о том, что в казахстанских школах и иных учреждениях нормы питания не соответствуют потребностям растущего организма. В частности, есть переизбыток калорий, в то же время есть недостаток по белкам, жирам и многим микроэлементам, – рассказывает Динара.
Весь год эксперты, диетологи, повара и медики составляли для школьных столовых более сбалансированное меню. Но в итоге всё осталось по-старому.
– Уже разработанную стратегию питания правительство просто задвинуло в стол! Так же, как и ранее, в 2019 году, – стратегию о профилактике детского травматизма. Хотя и эта проблема для нас очень серьезна: наша страна занимает 1-е место в регионе по смертности от детских травм. Основная причина – нет денег. Сегодня на питание детей в государственных учреждениях денег выделяется меньше, чем на питание заключенных. В некоторых регионах это 200 тенге в день. Понятное дело, что на эти деньги единственное, что можно предложить, – чай с сахаром и макароны с макаронами, – рассказывает Динара Кусаин.
Потратим на детей – сэкономим на стариках
Президент Академии профилактической медицины Алмаз ШАРМАН считает, что о проблеме детского ожирения и неправильного питания в Казахстане надо говорить громче и чаще, ведь именно булочки, газировка и сладкие йогурты в детстве являются основными причинами инфарктов, сахарного диабета, онкологии и прочих болезней во взрослом возрасте.
– Эти болезни на 60 процентов зависят именно от питания. Даже малоподвижный образ жизни и курение в совокупности меньше влияют на заболеваемость, чем неправильное питание, – говорит Алмаз Шарман.
Как уверяет медик, он со своей стороны тоже не единожды поднимал этот вопрос перед чиновниками, но без особого успеха. Ожирение, расстройство психики: как здоровье ребенка зависит от компьютера и смартфона
– Это миф, что переход к более здоровому школьному питанию потребует много денег.
Приучив детей к здоровым продуктам, мы в перспективе получим более здоровых взрослых. А это колоссальная экономия!
Ведь сейчас львиная часть бюджета, выделенного на здравоохранение, идет именно на лечение болезней, спровоцированных неправильными пищевыми привычками, на тот же диабет или сердечно-сосудистые болезни. Заниматься проблемами питания детей должно, конечно, государство. Но всё же само по себе оно вряд ли будет что-то менять, надо, чтобы неравнодушные родители ставили этот вопрос перед администрациями учебных заведений и даже перед властью. К сожалению, многим родителям безразлична эта проблема, они и сами приверженцы нездоровых пищевых привычек. Задают вопросы единицы, и их голоса просто теряются, – сетует он.
НУР-СУЛТАН