Кто вернет супругам 21 миллион: сделки с недвижимостью в Казахстане напоминают минное поле - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто вернет супругам 21 миллион: сделки с недвижимостью в Казахстане напоминают минное поле

Кто вернет супругам 21 миллион: сделки с недвижимостью в Казахстане напоминают минное поле

К сожалению, приходится признать, что сделки с недвижимостью в Казахстане до сих остаются чем-то вроде минного поля: многие наши сограждане не подозревают, на какой именно статье закона или же параграфе они, образно говоря, могут подорваться!

  • 10 Июня 2022
  • 540
Фото - Caravan.kz

В редакцию обратился житель Алматинской области Ислам АЛИЕВ. Он согласился поделиться с читателями “КАРАВАНА” деталями совсем невеселой истории, в которую попал вместе со своей супругой Сабилей АСЛАНОВОЙ.

Почему нотариус не предупредил покупателей?

– Что заставило вас обратиться к нам?

– В марте 2020 года мы решили приобрести квартиру в селе Отеген батыра Илийского района Алматинской области. Будучи юридически неграмотными, понадеялись на нотариуса. Думали, что он, как представитель закона, должен проверить документы у продавцов и у нас. Но оказалось, что на деле всё не так. Как позже выяснилось, та сумма, которую мы отдали, была оформлена не как договор купли-продажи, а как договор задатка.

– Сколько стоила квартира?

– 25 миллионов тенге.

– Продавец вам показывал документы на квартиру?

– Нет, он сказал, что документы мне отдаст, когда я ему остаток суммы передам. Я даже предположить не мог, что у него этих документов вообще нет. Нотариус нас об этом тоже не предупредил. 23 марта 2020 года был введен режим ЧП в связи с COVID-19, и в Алматинской области выставили посты. Продавец сказал, что у него есть свой знакомый нотариус, который сможет произвести сделку. Я с моей супругой Сабилей Аслановой приехал к нотариусу, где уже находился продавец со своей матерью. Квартира была оформлена на нее. В присутствии нотариуса я передал продавцу денежные средства в размере 15 миллионов тенге. Оставшуюся часть мы должны были отдать до конца сентября 2020 года.

– И что случилось потом?

– Выяснилось, что эта квартира находится в залоге! Но нотариус нам об этом ничего не сказал. Мы всё-таки попросили показать оригиналы документов на жилье, но продавец ответил, что они у его брата, а тот проживает в Алматы. Из-за блокпостов брат не смог привезти документы в поселок Отеген батыра. Мы поверили, и нотариус провел сделку договора о задатке без оригиналов документов на квартиру. Он сказал, что всё законно, и мы подписали договор о задатке.

– Вас не насторожило отсутствие оригинала документов?

– Насторожило, и вечером того же дня, 23 марта, я позвонил нотариусу и спросил, почему брат продавца является залогодержателем квартиры? Нотариус в ответ спросил меня: “А вы разве не знали, что квартира состоит в залоге?”. Я сказал, что не знал. Но потом нотариус меня успокоил, что всё нормально и законно. Когда, мол, отдадите остаток суммы за квартиру, тогда брат продавца снимет залог, и вы сможете переоформить жилье на себя. Мы переехали в эту квартиру.

Мы частями передавали продавцу остаток суммы, до сентября он взял у нас 6 миллионов тенге. Остаток, 4 миллиона, мы хотели передать ему в сентябре 2020 года. Но брат продавца заявил, что не станет переоформлять квартиру. Якобы его брат, который продавал нам квартиру, с ним не рассчитался. В начале октября 2020 года узнали, что по этой квартире идет судебный процесс. Мы договорились с продавцом подождать до декабря 2021 года. Но в марте 2021 года к нам пришел незнакомый гражданин и показал решение суда Алматинской областной коллегии. Там значилось, что квартира возвращена одной из прежних владелиц.

Нам сказали, чтобы мы съехали в течение 24 часов. Хотя мы уже заплатили за нее 95 процентов стоимости!

Потом продавец начал от нас скрываться.

– Что вы предприняли в ответ?

– Моя супруга обратилась в следственный отдел УП Илийского района, написала заявление в отношении продавца. Однако досудебное расследование прекратили за отсутствием состава преступления. Тогда моя супруга написала жалобу в ДП Алматинской области.

Деньги ваши – стали наши?

Оттуда пришел ответ, в котором среди прочего значилось, цитируем: “гражданин (продавец) не переоформил данную квартиру на Вас, так как на нее филиалом АО “Государственная корпорация” Правительство для граждан” по Алматинской области, согласно договору залога недвижимого имущества № 2773 от 10.10.2018 года, поставлено ограничение. 21.04.2022 года следователем СО УП Илийского района (Ф.И.О.) в связи с тем, что, согласно требованиям ч. 3 ст. 1 Гражданско-процессуального кодекса РК, рассмотрение дел по спорам, возникающим в сфере жилищных правоотношений, производится в порядке гражданского судопроизводства, по делу принято решение о прекращении на основании ст. 35, ч. 1., п. 2 УПК РК, то есть за отсутствием состава преступления”.

С данным выводом согласилась не только прокуратура Илийского района, но и прокуратура Алматинской области. Откуда 28.10.2021 года супругам пришел ответ: “…С принятым решением прокуратура области согласилась. Основанием для прекращения производства послужило наличие между Вами и (Ф.И.О. продавца) гражданско-правовых отношений, которые в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку денежные средства переданы добровольно, на основании соглашения о задатке от 23.03.2020 года”.

Супруги обращались и в МВД, и в Генеральную прокуратуру, и даже в мажилис парламента Республики Казахстан. Однако положительного для себя решения так и не дождались.

Дело в том, что в тот самый момент, когда супружеская чета передавала деньги гражданину, представившемуся продавцом, по этой самой квартире шли судебные тяжбы между ее прежней владелицей и последующими приобретателями.

Но тут как раз и возникает ряд вопросов. Например, мог ли тот самый продавец, который так охотно брал деньги у Алиева и Аслановой, не знать, что данная недвижимость находится в ограничении? Если знал, то, получается, он обманывал супругов? Или же просто добросовестно заблуждался, а денежки прилипли к его шаловливым пальчикам просто по роковой случайности? И неужели нотариус также не знал, что судьба сей квартиры решается в суде? К тому же совершенно непонятно, почему он вместо договора купли-продажи оформил соглашение о задатке? Увы, на эти вопросы, как и на самый главный: “Где деньги, Зин?” – следствие так и не предоставило ответа…

Понятно, что формально вся эта история так и просится в сферу ГПО – гражданско-правовых отношений. Видимо, поэтому отовсюду, куда только супруги не обращались, в ответ они слышали одно и то же: идите вы в суд по гражданским делам!

Но позвольте спросить, как называется человек, который сначала обещает продать вам квартиру, затем забирает у вас 21 миллион тенге, но обещания своего не выполняет? Возможно, ответ сможет дать следствие? Конечно, если захочет…

АЛМАТЫ