Угарный газ называют “тихим убийцей”. Он не имеет цвета и запаха, человек не испытывает никакой боли – просто засыпает. Навсегда. За пять лет в Казахстане от него погибли более 200 человек. Особенно много несчастных случаев в тех регионах страны, которые полностью газифицированы.
Вот и в этом году отопительный сезон в стране еще даже толком не начался, а уже есть первые жертвы: в Шымкенте от отравления угарным газом скончалась женщина, еще четверо – в больнице. Специалисты, обследовавшие место ЧП, обнаружили целый ряд нарушений.
Так, соединительная труба газового котла на выходе из кухни отсоединена от дымохода, кроме того, она не очень плотно соединена с газовым котлом. Возможно, это самое соединение разорвал сильный ветер, а владельцы дома не обратили внимания на неисправность.
Так или иначе, но угарный газ постепенно заполнял помещение, в котором и спала погибшая. Женщину уже не вернешь. Еще четверых обитателей дома, в том числе десятилетнюю девочку, с отравлением различной степени тяжести удалось доставить в больницу. Газовики после этого случая обратились к горожанам с просьбой еще раз проверить состояние дымоходов, пригласить специалистов для прочистки.
Сам человек, зажигая газовую горелку, понять, есть утечка или нет, не может, а проверяющих вызывает чаще всего для галочки. Да и сами проверяющие работают нередко по тому же принципу.
– Раньше газотехнические службы подлежали лицензированию. Сейчас же, в рамках поддержки малого и среднего бизнеса, это лицензирование убрали, создалась ситуация, когда любой желающий может получить разрешение и заниматься обслуживанием внутридомового газового оборудования и прочисткой дымоходов. А на прочистку дымоходов и вентиляционных каналов вообще не требуется никаких разрешительных документов и за этими компаниями не ведется никакого контроля, – рассказывает заместитель генерального директора АО “КазТрансГаз Аймак” Мукан САДВАКАСОВ.
А если случается беда, то вина полностью ложится на плечи домо-владельцев. Впрочем, когда речь идет о частном доме, предъявлять претензии чаще всего просто некому: люди угорают целыми семьями либо теряют самых близких.
– В прошлом году в Шымкенте был случай: 31 декабря, пока все суетились, дочь-студентка решила принять ванну. Водогрейный газовый бойлер установлен там же, в ванной. И вот уже все за стол собираются сесть, а ее нет. Раз постучались, два… В период холодов казахстанцев уничтожает молчаливый убийца
Когда вскрыли помещение, было уже поздно: девушка просто заснула – угорела.
Поэтому всегда было запрещено устанавливать газовые горелки в плохо проветриваемых помещениях. Любой специалист скажет, что на один куб метана нужно десять кубов воздуха. Если соотношение не соблюдается, в помещении собирается угарный газ. Нельзя греться, поджигая все конфорки газплиты в маленькой кухне городской квартиры, нельзя ставить бойлеры в ванной… Но у нас население часто забывает о простейших мерах безопасности и основах физики, – говорит директор производственно-технического департамента АО “КазТрансГаз Аймак” Федор КНАУЭР.
Департамент по ЧС и газовики ежегодно выпускают социальные ролики о “тихом убийце”, печатают предупредительные брошюрки, пускают бегущую строку по телевидению. Только газовики на просвещение и информированность населения выделяют до 10 миллионов тенге ежегодно, раздают потребителям свыше 900 тысяч памяток. но на общую ситуацию это влияет слабо.
По статистике чеэсников, основная часть отравлений и хлопков происходит из-за халатного отношения потребителя к эксплуатации отопительных приборов, их самовольного подключения, монтажа или переноса, пользования газовым оборудованием сомнительного или кустарного производства.
Большая доля несчастных случаев приходится на отравление угарным газом по причине отсутствия тяги в дымоходах и вентканалах, которые зачастую не соответствуют строительным нормам, выведены наружу фасадов многоквартирных домов, что портит внешний вид домов. Поэтому уже много лет они бьются за то, чтобы эти моменты контролировала специальная газотехническая инспекция. Разговоры о важности этой службы ведутся уже более пяти лет, но вопрос до сих пор так и не решен.
– В 2015 году мы дважды рассмотрели на межведомственной комиссии вопросы по использованию газового оборудования. Предлагалось министерству национальной экономики как уполномоченному органу разработать типовые правила, задачи, функции этой службы, которая передана в местную исполнительную власть. Но до сих пор на местах эта работа не проводится.
На сегодняшний день газотехнические инспекции имеются только в Астане, Алматы и Костанайской области.
В связи с этим предлагается МНЭ в кратчайшие сроки разработать эту нормативную базу, акимам в регионах обеспечить создание газотехнических инспекций – еще в начале 2017 года, после того как случились масштабные трагедии в Шахане и Шымкенте, говорил министр внутренних дел РК Калмуханбет КАСЫМОВ.
С тех пор такая инспекция появилась в еще одном регионе. И всё.
Возможно, причина волокиты в том, что газоснабжение оказалось тем самым дитем, которое при семи няньках – калека.
По логике голубое топливо – это вотчина минэнерго, исправность промышленных строений, к которым относятся большинство газгольдеров, – министерства инвестиций и развития, всякого рода ЧП – министерства внутренних дел. А за исправностью дымоходов и вовсе следить должны акиматы, деньги которым выдает министерство национальной экономики.
Вместе с тем вице-спикер мажилиса и экс-глава несуществующего уже министерства по чрезвычайным ситуациям РК Владимир БОЖКО считает, что пока вопрос с газотехническими инспекциями во всех регионах, обеспеченных природным газом, не будет решен, говорить о безопасности граждан сложно.
– Я эту проблему поднимал еще министром, вы посмотрите, как ежегодно растет статистика по несчастным случаям, – сетует он.
Статистика и впрямь не особо радужная: если в 2014–2015 годах от газовых хлопков и отравления угарным газом погибли 27 человек, то в отопительном сезоне 2017–2018 годов – уже 55. Поэтому те, кому по долгу службы приходится общаться с жертвами “тихого убийцы”, уже много лет просят наладить контроль в этой сфере. Но пока без особого успеха.