Он уверен, что одной из причин, почему в стране процветает криминальный авторынок, является отмена процедуры сверки номеров кузова (рамы, шасси) и двигателя.
Кому это выгодно, какие авто под угрозой угона и почему от современных преступников не спасают ни камеры на улицах, ни навороченные противоугонные системы?
Роман Абузяров приехал в редакцию на авто, которое одолжил ему друг. Свою “Toyota Land Cruiser 200” 2008 года выпуска серого цвета он видел в последний раз 13 января 2016 года. Прямо перед Старым Новым годом. Вообще, праздники – это любимое время работы для угонщиков. Народ суетится, и можно увести машину под носом у целой толпы. Как это и произошло с Романом.
Его авто стояло напротив магазина “Магнум”, и, как предполагает владелец, злоумышленники проникли в машину в час ночи.
На записях камер наблюдения, которые просматривал Роман позже, видно, что в это время было много народу, люди закупались в магазине, была обычная суета.
– Если в советские времена угонщики обычно работали с 4 до 5 утра, когда весь народ спит, то сегодня они действуют по другим принципам, – рассказывает Роман. – Наоборот, выбирают время, когда люди заняты своими делами, не обращают внимания ни на что. Как правило, в Алматы довольно активное время с ноля до часу ночи, когда уже стемнело, но всё еще людно.
Вечером Роман спокойно припарковал авто. На нем стояло противоугонное устройство: после 10 секунд завода с подозрительного ключа должна была сработать блокировка двигателя, поэтому даже мысли о том, что с ним может приключиться беда, не было. А утром, выйдя с ребенком во двор, он увидел, что машина исчезла. Искать ее по горячим следам было поздно: как показывает практика, такие розыскные мероприятия эффективны в течение 2–3 часов после угона. Как спасти машину от угона? Советы профи
– Я вызвал полицию, мы начали шерстить близлежащие районы, но, конечно, это уже было бесполезно. По видео с камер, которые я просмотрел позже, стало ясно, что работали профессионалы, специально подготовленные для такого типа авто. Им потребовалось всего 15 минут. Штатный замок открыть было несложно. Два человека в капюшонах зашли за мной в подъезд, вырвав силой магнитный замок на двери, что видно по записям с камер, установленных в доме.
Они подошли вплотную к двери квартиры, считали сигнал пульта от машины. Как правило, ключи мы оставляем в коридоре, в кармане куртки либо на полочках, поэтому произвести такую манипуляцию несложно, если есть специальное оборудование – так называемый грабер.
Это мини-компьютер, который на черном рынке стоит от 15 до 20 тысяч долларов. По Алматы он ходит в аренде у угонщиков, то есть, собираясь на дело, его берут напрокат, так и процветает этот бизнес. Грабер принимает сигнал с брелока и передает третьему участнику, который стоит у машины, дверь открывается, угонщик садится, заводит авто, но срабатывает противоугонное устройство. Тогда злоумышленник останавливается, еще до того, как заглох двигатель, и начинает искать “жучок”. В течение 10 минут он его обнаруживает с помощью специальных устройств, перекусывает провода и теперь уже вжимает педаль в пол, срываясь с места преступления. Маршрут движения тоже продуман. Они знают, где есть камеры и как уйти из поля их видимости. Обычно они теряются в узких улочках частного сектора, загоняют авто во двор, и там машина “отсиживается” месяца два-три. Она стоит под специальным куполом, который глушит сигнал GPS. Дальше авто идет на продажу. Угонщики знают, когда розыск разводит руками и можно двигаться.
Самое страшное, что люди, которые угоняли мое авто, были готовы к тому, что, услышав сигнал об угоне, я выйду к машине. Они были готовы напасть.
Как видите, схема угона отработана, и под угрозой может оказаться любой владелец авто. Даже если он ставит свою машину в людном месте, под прицелом камер, оборудовав ее противоугонными средствами. Обо всех нюансах я узнал в ходе моего собственного расследования. О чем написал во всевозможные инстанции, но получал все эти годы лишь отписки. Поэтому я направил письмо в Администрацию Президента. Ведь проблемы можно избежать, если наладить контроль на стадии перепродажи авто. Когда все машины проходят под носом полицейских, на перерегистрации.
Тайны под капотом
– Как известно, с 2018 года перерегистрация автомобилей в специализированных автомобильных ЦОНах осуществляется без сверки основных агрегатов. То есть перестали заглядывать под капот автомобиля и сверять номерные знаки кузова и двигателя на предмет их подлинности и соответствия транспортному средству, – рассказывает Роман Абузяров. – В новых свидетельствах о регистрации транспортного средства (СРТС) даже убрали графу с идентификационным номером двигателя. Объясняется это тем, что двигатель является запчастью автомобиля.
Хочу возразить: кузов и двигатель являются основными силовыми агрегатами, имеющими свои заводские идентификационные коды. Их номера должны быть вписаны в СРТС.
Прежде всего это нужно для исключения криминальных манипуляций с этими агрегатами. Во вторую очередь это исключит кустарное вторжение в эти агрегаты, чтобы машина соответствовала заводским требованиям безопасности.
Уже не секрет, что отсутствие сверки используется для мошеннических схем с украденными автомобилями. Из моих личных наблюдений мне известно, что большинство людей даже не предполагает, что у нас в стране угонщиков пруд пруди. Угоняют для того, чтобы продать авто по подложным документам или разобрать на запчасти.
Я и сам раньше искренне верил, что у нас это редкое явление, но, изучив статистику угонов, невольно пришел к неутешительным выводам.
Столица угонов – Алматы
– В одном только Алматы в квартал происходит 3–4 угона престижных иномарок. Как правило, если в первые сутки автомобиль не нашелся, через 5–7 дней после угона его перестают активно искать, – говорит Роман.
Мы тоже заглянули в статданные. Каждый месяц в стране угоняют около 60 авто, пальму первенства за последние 3 года удерживает Алматы. Здесь в среднем угоняют около 21 авто в месяц, с учетом того, что в городе зарегистрировано без малого полмиллиона авто! На втором месте по количеству угонов идет Карагандинская область – около 8 авто, далее идут Шымкент и Туркестанская область. Нур-Султан остается островком относительного спокойствия, там угоняют в среднем 2–3 машины в месяц.
В Алматы развит рынок бэушных запчастей – так называемые точки разбора. Часть угнанных авто раскидывается именно по таким местам.
Мы проехались по нескольким “развалам” и поговорили с владельцами.
В поисках правды на развалах города
Нижняя часть Алматы и ее частный сектор уже давно превратились в бизнес-кластер по разбору подержанных авто и продаже б/у запчастей. Малый бизнес здесь процветает последние 15 лет. В каждом третьем дворе – гараж, забитый запчастями. Нехитрый бизнес позволяет прокормить семью, и, кстати, здесь почти все работают “по-честному”: один из владельцев такого гаража показывает мне патент:
– У нас всё прозрачно, мы платим налоги, – говорит Максат, протягивая мне документы грязными от мазута руками. Я перехожу к главному вопросу, действительно ли в точки разбора могут попадать авто с криминальным прошлым.
– Я лично не работаю, если вижу, что с машиной что-то нечисто. Себе дороже. Мне нужно семью кормить, а не проблемы искать. Поэтому подозрительные машины на разбор не беру.
– А какие подозрительные, по-вашему?
– Очень странно, если на разбор идет новое авто без повреждений или такая машина, которую можно отремонтировать. От них держусь подальше, в основном беру разбитые машины.
Я обзвонила несколько точек с просьбой купить авто на запчасти. И многие шли в отказ, как только я говорила, что двигатель продавать бы не стоило, дескать, хочу на другую машину перекинуть.
Народ уже перепуган и не хочет связываться с мутными делами. Но есть среди сотен таких развалов и те, где берутся за любые дела. И те, кто промышляет угонами, имеют явно свои наработанные точки. Там сидит не дядя Максат в старенькой затертой робе, там другие деньги и другие риски.
Роман Абузяров тоже шерстил эти развалы, он искал свое авто везде где можно. И пришел к выводу: намного легче была бы ситуация, если бы при купле-продаже не убирали сверку номеров двигателя, возможно, тогда бы не пришлось искать иголку в стоге сена, рыская по разборам.
– Кстати, сотрудники полиции высказывают сожаление и обеспокоенность тем, что убрали сверку. По их убеждению, это в значительной степени затрудняет розыск угнанных авто, – говорит Роман. – Возврат сверки позволит в одночасье поднять уровень раскрываемости угонов автотранспортных средств.
Как джипы становятся малолитражками
Отсутствие сверки номеров двигателя при оформлении авто породило и новые схемы мошенничества. Например, документальное занижение объемов двигателей определенных автомобилей, рассказывает Роман:
– Потому что величина налога на транспортное средство с объемом до 4 000 кубических сантиметров – 15 МРП, а свыше – 117. Почувствуйте разницу.
– У меня есть реальные примеры, если полиции интересно, я готов их предоставить, – говорит Роман. – Была бы сверка, такого безобразия не было бы. Старая схема отлично работала, и на стадии перерегистрации автомобилей выявлялось немало авто, находящихся в розыске.
Мне могут возразить, что мы перенимаем опыт некоторых развитых стран, где сверки агрегатов автомобилей нет. Так там и автоугоны как явление отсутствуют или, по крайней мере, весьма редки.
Многие неосторожные владельцы даже не подозревают, что ездят на машинах с криминальным прошлым. А ведь угоняют прежде всего дорогие машины.
Топ самых часто угоняемых авто в Казахстане выглядит так: “Toyota”, “Lexus” и некоторые авто японской линейки, такие как “Nissan” и “Mazda”. Марка “Mercedes” наименее подвержена угонам из-за более сложной заводской системы безопасности.
И эту статистику еще раз подтверждает печальный опыт Романа.
Возможно, государственные органы пересмотрят правила сверки авто при регистрации, и на криминальном рынке станет не так вольготно. Тогда, глядишь, и статистика угонов выправится. Как на границе исчез автомобиль: уникальную схему мошенничества придумали майор и лейтенант в Казахстане
Мнение эксперта
Глава Независимого автомобильного союза РК Эдуард ЭДОКОВ:
– Недорогие автомобили в основном угоняют “на органы”. Такие машины быстро разбирают на части, и они “растворяются” через многочисленные рынки, авторазборы, частные объявления о продаже б/у запчастей, так что найти их через какое-то время практически невозможно.
Дорогие люксовые автомашины угоняют, скорее всего, серьезные, специализирующиеся на заказах преступные группы – такие машины стараются оперативно вывезти из региона или страны.
Впоследствии перебивают номера кузова, рамы, иногда перекрашивают, готовят поддельные документы и сбывают по привлекательной для покупателя цене.
Отказ от сверки номеров двигателей, на мой взгляд, возможно, и привел к каким-то махинациям с занижением объема двигателя в документах, к так называемому “свапу” (замена одного двигателя на другой), но у меня нет достаточных фактов, чтобы говорить, что это массовое явление.
А сверка номеров кузова и рамы – она осталась при первичной регистрации автомобиля. Ее отменили для повторной постановки/снятия, когда автомобиль продается/покупается внутри страны.
Конечно, такого рода упрощение процедуры регистрации автомобилей, вероятно, увеличило число криминальных случаев, но мне кажется, что львиная доля преступлений в этой области связана не с частичной отменой сверки, а с тотальной коррумпированностью нашей полиции, и уголовные дела это доказывают.
АЛМАТЫ