– “Кровавое пиршество” – так назвал происходящее на Мексиканском нагорье, родине юкки, путешественник профессор Краснов, впервые описавший это растение в ботаническом справочнике XVII века и создавший первый в России ботанический сад в Батуми, – рассказывает Равиль РЯЗАПОВ, директор Петропавловского ботанического сада.
Перед первооткрывателем открылась чарующей красоты картина, где за волшебное очарование и наслаждение происходит чудовищная расплата. Равиль Рязапов передает в красках воспоминания первооткрывателя. Представьте, бескрайнее пустынное плоскогорье, ночь, залитая светом огромной луны в полнолуние, громадные звезды на почти черном небе, и посреди пустынных ландшафтов гигантские цветы, вырвавшиеся из кустов, напоминающих остроконечные копья. Двухметровые цветочные стрелы, как метелки, густо покрытые нежными бело-лимонными колокольчиками. Число этих колокольчиков не счесть. Их красота завораживает и манит. А запах просто сводит с ума, настолько опьянителен этот чарующий аромат сладости и сладострастия. Из цветков сочится нектар, на который слетается юкковая моль. Она роится над цветущими стрелами. Эти белые бабочки зажигают ночь светящейся точечной подсветкой. Над облаками моли кружат огромные пустынные ласточки, внизу по прохладной земле снуют шакалы.
Моль, устраивая перезвон цветочных колоколов, опыляет юкку, пьет ее упоительный нектар, размножается, выводит потомство и становится кормом для пустынных ласточек, птиц ловят и пожирают кровожадные шакалы. Краснов описывает, как на его глазах в гущу цветов, источающих нектар, завернул один смелый мексиканский мачо. Он пил сок юкки, хмелея от него, и окончательно потеряв голову, простился с жизнью в пасти шакалов. Кровавое пиршество длится 40 ночей.
Правда, сегодня, уточняет Рязапов, эта картина – уже только воспоминания. Родина юкки превратилась в один из штатов Америки, где кипит современная жизнь, а сама юкка известна все больше как неприхотливый комнатный цветок да сырье для текилы.
В ботаническом саду Петропавловска юкка – безопасная диковинная красавица. Как ни манит своими чарами – все без жертв, потому что ни шакалов, ни подвыпивших мачо здесь не водится. Можно разве что неслабо пораниться об ее острые как лезвия бритвы листья. Экземпляры-то дикой формы, а не те одомашненные, что продают в цветочных лавках.
Директор ботанического сада вспоминает, эти юкки почти 60 лет тому назад он получил в дар от своего учителя – основателя сада Василия Осипова, известного на весь огромный Союз агронома и мастера зеленого декора. А в Петропавловске они оказались в 1912 году. Привез их сюда полковник российской царской армии Курапов, которому было поручено курировать строительство в городе мясоконсервного завода. Иван Курапов оказался большим эстетом и вместе с самым огромным в Сибири мясоконсервным заводом основал зимний сад при нем. Первыми его обитателями стали лавровые деревья, высаженные для нужд консервного производства, проще говоря, их садили для того, чтобы лаврушка всегда была под рукой. А пальмы и юкки – уже для того, чтобы душу радовать.
Сегодня в саду разом зацвели пять юкк. Прежде случалось только единичное цветение. Рязапов уверен: нынче все юкки показали, что стали половозрелыми, и теперь такое массовое цветение можно будет наблюдать каждый год.
Петропавловск