Коварная красота. Как Алматы спасают от разрушений - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Коварная красота. Как Алматы спасают от разрушений

Коварная красота. Как Алматы спасают от разрушений

Вначале хорошая новость. Одна из серьезных угроз Алматы – моренное озеро № 6 наконец-то сдалось! Воды в нем мало и будет еще меньше. Плохая – в горах еще 17 прорывоопасных озер.

  • 30 Июля 2016
  • 4370
Фото - Caravan.kz

Да и прогнозы синоптиков обещают ливни. Чтобы защитить алматинцев от селей, в высокогорье живут и работают более 50 сотрудников “Казселезащиты”.

Как мегаполис спасают от разрушения – корреспондент “КАРАВАНА” выясняла на высоте более 3 500 метров.

“Ну и занесло же нас!” – пронеслось в голове, когда Ми-171Б Казавиаспаса доставил меня с фотокором на высоту, куда на своих двоих мы явно не добрались бы. Эксперты Казселезащиты регулярно обследуют на вертолете предгорья Алматы и Алматинской области. Они не скрывают: високосный год выдался аномальным. Такие ливни были зафиксированы в Алматы 60 лет назад. За три месяца в городе сошло 56 оползней, еще сотни обвалов произошли в безлюдных местах.

 

 

Поближе к… опасности

В Алматы пять селеопасных рек: Аксай, Каргалинка, Есентай, Большая и Малая Алматинка. Высоко в горах находятся 41 озеро, 17 реально угрожают Алматы. Вместе с нами в верховья Каргалинки вылетела группа специалистов, которым предстоит обследовать моренно-ледниковый комплекс. Люди живут в палатках. Работать в условиях высокогорья непросто, ведь это постоянная нехватка кислорода, легкое головокружение, плохой аппетит. Ну и температура здесь далеко не летняя: днем плюс 10–15 градусов, бывают град, снег. Высадив людей, вертолет полетел в Аксайское ущелье, на озера № 4 и № 8.

– На реке Аксай никогда не было селезащитной плотины, и эта часть Алматы, в которой проживает более 30 тысяч человек, самая незащищенная, – рассказывает руководитель Алматинского городского эксплуатационного управления ГУ “Казселезащита” Ринат АМИРЖАНОВ. – В Аксайском ущелье сель прошел в 1921 году. Но тогда здесь не было построек. Синоптики обещают ливни, по­этому угроза сохраняется. В горах у нас 17 гидропостов, наблюдение ведется круглые сутки.

 

 

Сейчас на четвертом озере установлены два глубинных насоса, работают 6 человек. Вертолет доставил в горы ценный груз – солярку. За месяц уровень воды понизился на восемь метров. На восьмом тоже качают воду.

Следующая наша точка – озеро № 13-бис. Выгрузка оборудования происходит быстро, но мы успели осмотреться. Озеро выглядит застывшим куском бирюзы. Его глубина – 14 метров. 70 процентов глади покрыто льдом. В ближайшие дни здесь будет жарко – специалисты-подрывники проведут серию взрывов для искусственного опорожнения озера. Разбирать завалы придется вручную. Чтобы люди чувствовали себя комфортно, для них построили баню, столовую, возвели юрту и палаточный городок. Из технических благ цивилизации – только рация.

 

 

Сброс воды из озера ведется в Большую Алматинку. Плотину на реке построили в 1973 году, она рассчитана на 14,5 миллиона кубов воды. В советское время за плотиной запрещалось что-либо строить. И население понимало, к чему может привести близость к реке – селевой поток когда-то снес ресторан. Сегодня о далекой трагедии напоминают лишь гигантские валуны. На свой страх и риск предприниматели возвели здесь более 70 кафе, ресторанов, гостиниц, вдоль русла возвышаются особняки.

“Два месяца не видели семью”

На озеро № 6, что выше Шымбулака, мы отправились на уазике. Наша съемочная группа первой обкатала дорогу, проложенную для спецтехники по древней морене. Адреналин зашкаливал, ведь мы ехали по острым, как пики, валунам, под которыми находится лед. За уникальным проектом по прокладке дороги стоит руководитель ГУ “Казселезащита” комитета по ЧС, профессор, доктор технических наук Токтарбек Баймолдаев. Глаз радовали бархатистые лишайники да яркие горные цветы.

 

 

– Первый снимок озера сделали специалисты из ГДР в 1956 году, – рассказывает наш сопровождающий Ринат Амиржанов. – Тогда в нем было всего 40 тысяч кубометров воды. В 1997 году уровень поднялся до 262 тысяч. Больше полувека сюда не могла добраться техника – не было дороги. Об угрозе пре­дупреждали многие специалисты. В этом году мы приняли решение – опорожнить озеро. Большую помощь в решении проблем с моренными озерами оказали аким Бауыржан Байбек, начальник департамента по ЧС, генерал-майор Серик Аубакиров. Аким помог с насосами, которые на это и другие озера доставили вертолеты. Мы углубили канал на пять метров, вода сбрасывается в Малую Алматинку. Всего на опорожнение озер акимат выделил 30 миллионов тенге, и работа будет продолжаться. Уже имеется проект строительства трех плотин.

 

 

Начальник участка “Киши Алматы” Алмаз ИСКАКОВ вместе с коллегами живут на озере № 6 в специальном КамАЗе. К капризам погоды, которая на день меняется по сто раз, привыкли. За час пребывания на озере мы застали дождь, град и снег. Видели, как молния ударила в склон горы. Алмаз Искаков в системе Казселезащиты работает 25 лет. Говорит, в горах – свои правила выживания. Так, во время грозы необходимо отключить все приборы, рацию.

Интересуюсь: как живется вдали от цивилизации на высоте 3 560 метров?

– Мы уже привыкли, хотя кислорода не хватает. А вот новичкам всегда тяжело: прежде чем их сюда отправить, они проходят акклиматизацию в лагере, ниже Шымбулака, – говорит Алмаз Искаков. – Я два месяца семьи не видел. Конечно, родные волнуются…

Его коллега, специалист по насосам Саят МАСИМЖАНОВ родом из Чунджи, к причудам горной местности привыкший. Дома его ждут супруга Кызгылдык и полуторагодовалая дочка. Но свидание с семьей не скоро: летом сотрудники “Казселезащиты” укрощают в горах “черного дракона” – угрозу, которую никогда нельзя сбрасывать со счетов!

АЛМАТЫ