Кому я должен, я всем прощаю - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кому я должен, я всем прощаю

Кому я должен, я всем прощаю

Финансовая пропасть, как говорил Остап Бендер, самая глубокая из всех пропастей: в нее можно падать всю жизнь. В Грузии решили спасти людей – власти страны объявили долговую амнистию 600 тысячам граждан.

  • 24 Ноября 2018
  • 640
Фото - Caravan.kz

Грузинское правительство решило аннулировать долги тем, кто находится в черном списке банков, онлайн-организаций и других финансовых институтов.

Под долговую амнистию попадут 600 тысяч граждан, более года не выплачивающих задолженность, при этом она не должна превышать 740 долларов.

В число “счастливчиков” попали 150 тысяч человек со статусом социально незащищенных и еще десятки тысяч – с ограниченными возможностями.

– В целом сумма составляет около 1,5 миллиарда лари (565,3 миллиона долларов). Согласно решению, эти долги будут аннулированы у наших граждан. Аннулирование долгов начнется 15 декабря и продлится до конца месяца. Наше население встретит Новый год без долгов, – заявил премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе.

Житель Грузии Александр Коридзе, с кем поговорил корреспондент “КАРАВАНА”, подтвердил нам данную информацию.

– Да, это правда. Но это безумно популистский шаг. У нынешнего правительства не осталось других мер, и по факту это подкуп избирателей. 28 ноября в стране состоится второй тур президентских выборов.

Вот в срочном порядке они решили простить долги людям. А в чем провинились другие граждане, которые исправно выплачивали кредит?

Официально деньги дает фонд “Карту” миллиардера, экс-премьера Бидзина Иванишвили, который фактически правит страной. На самом деле он заплатит только часть денег. Остальную банки заставят простить. Надо экономику развивать, а не глупости такие делать, – высказался Александр. Денежный долг: ни дать – ни взять!

Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Сергей ДОМНИН, комментируя тему, отметил: если данные грузинских властей точны, то амнистия затронет около 16 процентов всего населения страны и 30 процентов экономически активной части.

– Суммарный долг участников долговой амнистии оценивается в 560 миллионов долларов, это около 13 процентов всего ссудного портфеля физлицам (не считая индивидуальных предпринимателей). То есть проблему такой уровень неработающего долга, конечно, создает, но предлагаемое решение не поможет оздоровить финансовый сектор, хотя и окажет большой социальный эффект, – говорит экономист.

По мнению Домнина, в краткосрочной перспективе выгоду от долговой амнистии получат все: и та часть населения, которую затронет кампания, и финансовые организации – они получат ликвидность и смогут списать неработающие долги с балансов, и правительство – улучшится социальное самочувствие у почти трети трудоспособного населения, и Иванишвили, популярность которого растет.

На вопрос, применима ли долговая амнистия в Казахстане, Домнин ответил отрицательно.

– Не думаю, что сейчас для этого в РК подходящие условия. На первый взгляд, политическая составляющая в этой инициативе превалирует над экономической. Объективно, в Казахстане пока такой необходимости нет. Президент в этом году инициировал серию социально ориентированных инициатив: это и 5 инициатив, которые были опубликованы в марте, и меры, обозначенные в октябрьском Послании. Кстати, в нем есть нечто отдаленно похожее: налоговая амнистия – освобождение малого и среднего бизнеса от штрафов и пени при условии уплаты основной суммы долга по налогам . То есть заплатить бизнесу все-таки придется, – говорит эксперт ИМЭП. Азат Перуашев о "счетчике", лондонах-парижах и "неотвратимом" процессе

С другой стороны, в Казахстане физлица всегда были более аккуратными клиентами кредитных организаций, чем корпоративный сектор – именно он создал проблемы, которые решаются до сих пор, в том числе за государственный счет, констатирует Сергей Домнин.

Исключение составляют лишь ипотечники, закредитовавшиеся в инвалюте, но в уходящем году этот вопрос был окончательно решен Нацбанком РК – оставшуюся долларовую ипотеку конвертировали в тенге, а новую в инвалюте уже давно не выдают.

– Прощение долгов – инструмент, который стоит применять весьма избирательно, поскольку это может привести к серьезному искажению стимулов участников и правил игры в системе, – считает эксперт ИМЭП. – Во-первых, у части общества может возникнуть впечатление, что за кредиты можно не расплачиваться – долги рано или поздно все равно простят. У другой части общества, которой долги не прощают, вырастет недовольство, усилится недоверие к политике правительства и государству в целом. И третий момент – влияние на стимулы государственных служащих. Системные проблемы – это всегда результат недоработки регулятора. Если проблема в результате “заливается” деньгами, то у регулятора остается все меньше стимулов работать эффективно.

Коллега Домнина Рахим ОШАКБАЕВ готов порадоваться за грузин, хотя и считает эту инициативу как минимум популистской, как максимум – подкупом избирателей.

– Мне непонятен механизм списания долгов, и, по сути, это вторжение государства в рыночные отношения, ведь решения о списании должны приниматься кредитором. Если проецировать на Казахстан, то для нас самым правильным решением стало бы скорейшее принятие закона о банкротстве физических лиц, – уверен экономист.

Но принятие документа оттягивается лоббистами, хотя еще два года назад Президент поручил сделать это.

– Проект закона переименовали на “восстановление платежеспособности”, и он “застрял”. Хотя это крайне важный вопрос, поскольку задолженность казахстанцев растет, финансовая грамотность оставляет желать лучшего, люди увязают в долгах, – говорит Ошакбаев. – К чести Нацбанка, в этом году законодательно ограничили максимальную годовую ставку по онлайн-кредитам в размере 100 процентов. Это большое достижение финрегулятора и парламента, но нужно идти дальше.

Астана